Тугоухость и глухота у детей
Нормальной остротой слуха считается слышимость шепотной речи на расстоянии 20 м для высоких тонов и не менее 5 м - для низких. Если у ребенка слух длительно (в течение ряда лет) понижен по сравнению с этими нормами на оба уха, то такое понижение называют стойкой тугоухостью в отличие от временной тугоухости, зависящей от острого ушного заболевания. Таким образом, под тугоухостью следует понимать понижение слуховой функции; при достижении резкой степени ее она граничит с глухотой, при которой имеются лишь остатки слуха.
Причины тугоухости в детском возрасте различны:
1) врожденные аномалии наружного, среднего или внутреннего уха (атрезии наружного слухового прохода, недоразвитие барабанной полости, ушного лабиринта или слухового нерва); 2) последствия острых или хронических гнойных процессов в среднем ухе (развитие рубцов, грануляций, тяжей, иммобилизация слуховых косточек); 3) поражение внутреннего уха или слухового нерва.
Степень тугоухости бывает различна в зависимости от локализации патологического очага - в звукопроводящем или звуковоспринимающем отрезке слухового органа.
Причинами, способствующими развитию тугоухости в детском возрасте, являются аденоидные вегетации, гипертрофической задний ринит, тонзиллит, носоглоточные опухоли и другие заболевания смежных областей. При этих заболеваниях понижение слуха выражено не так резко, как при заболеваниях, вызванных инфекционными болезнями (цереброспинальный менингит, скарлатина, корь, дифтерия и др.).
Иногда может быть поражен весь лабиринт с разрушением концевого нервного аппарата и последующей заменой его соединительной тканью. Иногда заболевает слуховой нерв в стволовой части с последующей атрофией.
Значительное улучшение слуха при тугоухости может дать своевременная диагностика, и соответствующее терапевтическое или хирургическое лечение должно быть направлено на улучшение общего состояния организма.
Соответствующими профилактическими мероприятиями и систематическим лечением можно значительно уменьшить число тугоухих детей. Санация верхних дыхательных путей дает улучшение слуха при локализации процесса в звукопроводящем аппарате.
Худший прогноз дают заболевания звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха или слухового нерва).
Все тугоухие дети нуждаются в медицинском и педагогическом обслуживании. Критерием обучения ребенка в нормальной школе служит возможность воспринимать разговорную речь преподавателя. Б. С. Преображенский дает следующую классификацию школьной тугоухости.
Дети с резко выраженной тугоухостью нуждаются в специальном обучении чтению с губ. У таких детей, кроме того, должны быть использованы и сохранившиеся у них остатки слуха для обучения при помощи разговорной речи, усиленной через микрофон, и различных звуковых упражнений.
Обучение детей с тугоухостью должно производиться в специальных классах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой. В таких классах должно быть ограниченное количество учащихся (10-12 детей) и специальное расположение парт - полукругом, чтобы все ученики могли наблюдать за лицом учителя.
При таком подходе к детям с тугоухостью в садах и школах воспитатель, учитель и школьный врач должны использовать каждую возможность, чтобы мобилизовать слуховое восприятие детей. Для закрепления вне школы приобретенных навыков родители или воспитатели должны привлекать внимание ребенка к звукам окружающей среды (бой часов, телефонный звонок, радио, музыкальные инструменты и др.). Для тренировки оставшегося слуха могут быть рекомендованы индивидуально подобранные слуховые аппараты.
При таком комбинированном и настойчивом обучении можно достигнуть улучшения слуха.
Причины тугоухости в детском возрасте различны:
1) врожденные аномалии наружного, среднего или внутреннего уха (атрезии наружного слухового прохода, недоразвитие барабанной полости, ушного лабиринта или слухового нерва); 2) последствия острых или хронических гнойных процессов в среднем ухе (развитие рубцов, грануляций, тяжей, иммобилизация слуховых косточек); 3) поражение внутреннего уха или слухового нерва.
Степень тугоухости бывает различна в зависимости от локализации патологического очага - в звукопроводящем или звуковоспринимающем отрезке слухового органа.
Причинами, способствующими развитию тугоухости в детском возрасте, являются аденоидные вегетации, гипертрофической задний ринит, тонзиллит, носоглоточные опухоли и другие заболевания смежных областей. При этих заболеваниях понижение слуха выражено не так резко, как при заболеваниях, вызванных инфекционными болезнями (цереброспинальный менингит, скарлатина, корь, дифтерия и др.).
Иногда может быть поражен весь лабиринт с разрушением концевого нервного аппарата и последующей заменой его соединительной тканью. Иногда заболевает слуховой нерв в стволовой части с последующей атрофией.
Значительное улучшение слуха при тугоухости может дать своевременная диагностика, и соответствующее терапевтическое или хирургическое лечение должно быть направлено на улучшение общего состояния организма.
Соответствующими профилактическими мероприятиями и систематическим лечением можно значительно уменьшить число тугоухих детей. Санация верхних дыхательных путей дает улучшение слуха при локализации процесса в звукопроводящем аппарате.
Худший прогноз дают заболевания звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха или слухового нерва).
Все тугоухие дети нуждаются в медицинском и педагогическом обслуживании. Критерием обучения ребенка в нормальной школе служит возможность воспринимать разговорную речь преподавателя. Б. С. Преображенский дает следующую классификацию школьной тугоухости.
Дети с резко выраженной тугоухостью нуждаются в специальном обучении чтению с губ. У таких детей, кроме того, должны быть использованы и сохранившиеся у них остатки слуха для обучения при помощи разговорной речи, усиленной через микрофон, и различных звуковых упражнений.
Обучение детей с тугоухостью должно производиться в специальных классах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой. В таких классах должно быть ограниченное количество учащихся (10-12 детей) и специальное расположение парт - полукругом, чтобы все ученики могли наблюдать за лицом учителя.
При таком подходе к детям с тугоухостью в садах и школах воспитатель, учитель и школьный врач должны использовать каждую возможность, чтобы мобилизовать слуховое восприятие детей. Для закрепления вне школы приобретенных навыков родители или воспитатели должны привлекать внимание ребенка к звукам окружающей среды (бой часов, телефонный звонок, радио, музыкальные инструменты и др.). Для тренировки оставшегося слуха могут быть рекомендованы индивидуально подобранные слуховые аппараты.
При таком комбинированном и настойчивом обучении можно достигнуть улучшения слуха.
Еще по теме:
![]() |