Рефлексы, органы чувств, статические функции, умственное развитие ребенка


У здорового новорожденного имеется целый ряд рефлексов, среди них дыхательные, сосательные, глотательные, чихательные рефлексы и рефлексы откашливания. Кроме того, можно вызвать коленный рефлекс, рефлекс ахиллесова сухожилия и хватательный рефлекс; рефлекс Бабинского положителен до конца первого года. Особое, связанное с возрастом явление - рефлекс обхватывания Моро: если резко выдернуть из-под лежащего на спине ребенка пеленку или неожиданно ударить по кровати (вблизи головы), то ребенок реагирует вначале разведением, а затем сведением вытянутых перед грудью рук и вытягиванием ног. Аналогичная реакция может быть вызвана и достаточно сильным звуком. Этот рефлекс исчезает в возрасте 4-5 месяцев. Он обычно отсутствует у новорожденных с поврежденным мозгом.

Развитие органов чувств, двигательных и психических функций отражают изменения в поведенческой сфере, ее усложнение и обогащение из месяца в месяц. Отметим некоторые наиболее важные ориентиры в этом развитии.

Первый месяц жизни. Ребенок спит примерно 20 часов в сутки. В те часы, когда бодрствует, бесцельно двигает конечностями, глазные движения еще некоординированы. На сильный звук отвечает рефлексом Моро. Ощущает изменения температуры, замерзнув, плачет, много ворочается. Обладает вкусовыми и болевыми ощущениями.

Второй месяц. Обращает внимание на звук и свет, появляются первые мимические реакции, изменения в настроении, улыбка.

Третий месяц. Следит за предметами, поворачивает голову в сторону света или звука, поднимает и начинает держать голову, лепечет, рассматривает свою руку.

К концу первого полугодия ребенок узнает своих родителей, радуется их приближению. Тянется за различными предметами, схватывает их. Поворачивается на бок и переворачивается на живот, громко смеется.

К девятому месяцу сам сидит, а затем и садится и встает, перекатывается по полу, начинает ползать. Начинает отличать неприятные и опасные моменты. Выражает желания, на разочарования реагирует соответствующей реакцией. Сам держит в руке молочную бутылку и пьет из нее.

1 год. Стоит сам, ползает на коленях, упирается ногами, пробует ходить сам. Понимает отдельные слова, откликается на зов. Умеет хлопать в ладоши, «делать ладушки». Хорошо знаком со средой, со своими игрушками. Подражая, повторяет слова, такие как ма-ма, па-па и т. д.

В первой половине второго года начинает ходить сам, днем иногда просится на горшок. Словарный запас расширяется, начинает говорить. Нравятся книжки с картинками, показывает отдельных животных на картинке. К концу второго года становится богаче эмоциональная сфера, реакции указывают на развитие таких чувств, как самолюбие, ревность, злость, упрямство. Понимает поощрение или порицание.

На протяжении третьего года расширяется словарный запас, ребенок задает много вопросов. В игре появляется много вариаций, осознанности, фантазии.

В дошкольном возрасте любит играть с другими детьми, всем интересуется, задает множество вопросов. Отличает разрешенное от запрещенного, начинают развиваться моральные качества.

Наступление школьного возраста знаменует собой большой поворот в жизни ребенка. Он означает не только физическое и духовное развитие, но и возможность травмы с психическими и психосоматическими проявлениями.

В последовательности развития статических функций поможет ориентироваться, конечно очень приблизительно, следующая схема:

ребенок держит голову

в 3 месяца

ребенок сидит

в 6 месяцев

ребенок стоит

в 9 месяцев

ребенок начинает ходить

в 12 месяцев



Процесс развития отличается многочисленными индивидуальными различиями. В развитии статических функций, во времени прорезывания зубов отставание от средних норм на несколько месяцев далеко не всегда говорит о какой-либо патологии. Многие умственно нормально развивающиеся дети, которые хорошо понимают речь, начинают говорить довольно поздно, а иногда даже на третьем году почти не говорят. При оценке отставания в развитии следует принять во внимание результаты общего обследования ребенка.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Эрик Керпель

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: