Американский кнут для киевского режима и олигархов (II)

Часть 1

Как мы уже отмечали, доля американских инвестиций далеко не отображает уровень влияния США на экономику Украины. Неудивительно поэтому, что она ничтожно мала. Согласно информации пресс-службы МЭРТ, за 6 месяцев 2017 года в экономику Украины было привлечено только $537 млн. инвестиций из США. А по подсчетам украинских экспертов, все иностранные капитальные инвестиции на Украину на сегодняшний день составляют около 3% общего объема и существенно не влияют на развитие экономики. При этом в 2016 году 64% объема ПИИ составляли взносы в капитал иностранных финансовых и страховых компаний.

По подсчетам Института общественно-экономических исследований, чтобы удвоить украинский ВВП нужно около $600 млрд. инвестиций в течение 10 лет. При этом, как подчеркивает его глава правления А. Максюта, за счет кредитов сделать такой рывок Украина не в состоянии, так как не может их возвращать. Зная прагматичность американцев, поднимать такую безнадежную экономику за счет своих капвложений они никогда не будут: уж лучше добить её окончательно, используя в экономической войне! Даже о распиаренном киевскими чинушами «плане Маршала», как выяснилось, на Западе ничего не знают. Об этом 17 октября с. г. признался Д. Липтон. Так что разговоры о больших инвестициях так и останутся разговорами. Вот киевский режим и начал перестраховываться.

Нестыковки с американцами пошли и в вопросе т. н. большой приватизации, которую обещают украинские чиновники уже который год. Однако удельный вес государства в экономике в последние годы даже увеличился и составил в 2016-м, по данным МЭРТ, 16,3%. Тесный бизнес-союз группы Порошенко-Кононенко за эти годы смог под себя подмять значительную часть украинских активов, вследствие чего и стал возможным приватизационный саботаж.

К примеру, согласно расследованию грантоедской «Украинской правды» (УП), острие критики (за американские деньги!) которой как раз и направлено против конкретных действий киевского режима, идущих вразрез общей стратегии заокеанских кураторов, именно тандем Порошенко-Кононенко который год срывает продажу Одесского припортового завода. Хотя продажа ОПЗ должна была стать, согласно УП, «основным триггером предстоящей приватизации».

До сих пор не выставлена на продажу компания «Центрэнерго» - стратегический объект для американцев. Она также в сфере влияния И. Кононенко. Эти ребята, ловкие на различные схемы, искусственно сделали банкротом компанию. Предприятие, оперирующее миллиардными оборотами, не смогло погасить долг на 70 млн. грн. И это тоже дополнительный фактор недовольства для заокеанских хозяев.

Плюс к этому волокита с принятием новой редакции закона о приватизации госимущества. В СМИ основные идеи этого документа просочились еще летом с. г. Одно из важных нововведений законопроекта – крупные объекты госсобственности будут проходить всю приватизационную процедуру только с привлечением советников из международных организаций. Тот же «Центрэнерго», по предварительным договоренностям, будет продаваться при содействии польского филиала британской аудиторской компании Ernst&Young.

При такой процедуре доморощенным олигархам, как говорится, не видать этих объектов, как своих ушей. Вот принятие закона и откладывается. Последнее обещание премьера Гройсмана – принятие Радой до начала 2018 года. Следует отметить, что согласно планируемым нововведениям к приватизации не будут допускаться и крупные российские компании, что тоже немаловажно для американцев. Кстати, по такой же процедуре должна проходить распродажа банковского сектора. В Кабмине не скрывают, что при приватизации госбанков МФО будут первыми покупателями. Но ведь давно уже известно: обещать – не значит жениться!

О том, что вопрос большой приватизации поставлен ребром, признает и новый и.о. главы Фонда госимущества В. Трубаров. «Если мы сейчас не займемся активной приватизацией, мы большинство объектов можем потерять», - говорит он. Из его интервью следует, что этот вопрос на постоянном контроле западных «партнеров».

Те же посылы мы находим в материалах VII заседания т.н. Украинско-американского совета по торговле и инвестициям, состоявшегося 3 октября с. г. в Киеве. В форуме принимал участие помощник торгового представителя США в Европе и на Ближнем востоке Л. Дениель Маллэни. Именно для него первый вице-премьер-министр С. Кубив сделал заявление: «Мы призываем американских инвесторов в ближайшей перспективе принять активное участие в масштабной программе приватизации государственных предприятий». Но, видно, слова пока расходятся с делами.

Характерно, что вопрос передела настолько назрел, что в последнее время начали даже отбирать у «своих». 19 октября хозяйственный суд Киева по иску ФГИ вернулв государственную собственность пакет акций «Укртелекома», который раньше принадлежал Р. Ахметову. Такой ход можно расценивать как перестраховку: если всё же придется уступить своим заокеанским хозяевам в ряде стратегических отраслей, то хоть что-то можно будет оставить себе.

В итоге возникала дилемма. Американцы, признавая важность нахождения во власти в Киеве нынешнего режима, прежде всего из-за его антироссийского характера, понимают  и то, что его силовое свержение может привести к непредсказуемым политическим последствиями, а приход на волне нового переворота очередного нелегитимного «спизидента» может повторить события весны 2014 г. на юго-востоке страны. Так рисковать в Госдепе США не хотят. Но и киевские деятели, как говорится, сами с усами. Как раз и пытаются этим воспользоваться, постоянно оттягивая не выгодные для них реформы, лоббируемые из-за океана.

Но у американцев для таких случаев есть хорошо проверенный способ – давление через улицу. Что, собственно, и происходит. Требования «Михо-майдана» как раз полностью вкладываются в общую стратегию окучивания Украины.

Возьмем, например, пресловутую борьбу с коррупцией, в том числе и с помощью создания т. н. антикоррупционного суда. Такая «прозрачная и честная» в интересах США правовая система как раз даст возможность законно сделать передел активов в свою пользу и облапошить украинских олигархов, являющихся сейчас временными попутчиками американских интересов в этой стране.

В этом же русле – политические требования отмены мажоритарной избирательной системы выборов в парламент и депутатской неприкосновенности. Мажоритарка нужна в первую очередь для нынешней власти, олигархов и местной элиты, которые в состоянии купить округ. Но зачем такие растраты для янки?

Для забугорного проекта проще продвигать по списку грантоедских кнопкодавов, не имеющих собственных бизнес-интересов. Раскрутив очередного мессию (или нескольких), намного проще продвинуть своих людей в парламент, которые будут беспрекословно выполнять указания Вашингтона. А благодаря отмене депутатского иммунитета появится возможность надавить через свои антикоррупционные органы на любого несговорчивого депутата.

И как бы ни сопротивлялись Порошенки и Гройсманы, их всё равно будут заставлять делать то, что нужно американцам. Такова уж доля всех подмандатных режимов!

При этом для нормального будущего Украины альтернативы, кроме смены режима и внешнеполитических ориентиров, практически не существует.

 

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ 

Темы: