Государственность Донецкой Народной Республики

Государственность общества — характеристика его политического устройства в свете социальных законов (правил структурирования и функционирования). Государственность предопределяется многомерной структурой, динамикой и развитием его власти и управления. В своём взаимодействии они образуют целостную систему определённого типа.

В возникновении государственности ДНР переплелись воедино два взаимоисключающих ряда событий. Один из них имеет источники во внутренних условиях «домайданного» украинского общества. Другой источник — в его взаимосвязях с Россией. Главным по первому из упомянутых рядов было созревание кризиса на Украине вплоть до кровавого госпереворота и перехода от прежних основ управления к националистическим. В эволюции второго ряда сработала ползучая предательская политика высшего руководства Украины и насильственная противоестественная её западнизация. Как следствие — разрушение украинского общества. Насаждение в нём режима феодализации, деградации, колонизации и разложения, ментальной отчуждённости. Данные противоборства осложняют проблему исследования возникшей донбасской государственности в её виртуальных и реальных форматах в силу их незавершённости, разделённости, непредопределённости стратегического и тактического характера.

Власть — явление многомерное и универсальное. В качестве социального явления власть предстаёт как актуальная и потенциальная способность и возможность одних людей распоряжаться волей и сознанием других людей. Первые — носители власти (властители), вторые — объект власти (подвластные). Сюда же следует внести ресурсы и механизмы властвования. Иначе говоря, структура власти это:

1) субъект власти (властитель);

2) объект власти (подвластный);

3) ресурсы, источники власти;

4) механизмы властвования
    (интересы людей и социальные законы).

Главным для системы власти является то, как она организована, кто и как отбирается в неё, как распределены функции её частичек, какие выработаны правила работы и как они соблюдаются, то есть механизм организации всей системы власти и управления. Центральной формой социальной власти выступает государство.

Нынешняя власть, как и вся панорама ДНР, формируется как гибрид прежней украинской (до переворота) и нынешней российской государственности и служит несущей конструкцией ДНР. Её зародыши возникли поначалу снизу вверх в ходе деятельности различных общественно-политических протестных движений и парамилитарных организаций, созданных в процессе самоорганизации народа Донбасса в период Русской весны 2014 г. Парамилитарные организации со временем были преобразованы в социальный формат Ополчения. Общественно-политические движения сформировали первые коллегиальные органы координации протеста, переросшие в органы управления восстанием, и в последующем — в первые представительные и временные исполнительные органы власти Республики. В ходе дальнейшего переформатирования республиканских органов власти и управления была создана Администрация Главы ДНР. Этот орган в настоящее время предопределяет все иные гражданские властные и провластные построения и подразделения.

Государственность ДНР возникает в тесной связи с правом, действует в его рамках и в соответствии с ним. Условиями для этого стали — принятие в мае 2014 г. Конституции ДНР, определяемое ею законодательство и принудительный аппарат исполнения законов. Конституции ДНР была принята на первом пленарном заседании парламента ДНР — 14 мая 2014 г. Она включает в себя 86 статей в составе 10 глав :

1) Основы конституционного строя.

2) Защита прав и свобод человека и гражданина.

3) Государственное устройство Донецкой Народной Республики.

4) Глава Донецкой Народной Республики.

5) Народный Совет Донецкой Народной Республики.

6) Совет Министров Донецкой Народной Республики.

7) Судебная власть и прокуратура в Донецкой Народной Республике. 

8) Местное самоуправление.

9) Принятие Конституции Донецкой Народной Республики и внесение в неё изменений.

10) Переходные положения

Согласно Конституции, ДНР является демократическим, правовым, социальным государством (ст. 1). Источником власти в ДНР является её народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 2).

Социальная политика ДНР направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных и духовных благ (ст. 4). Государственная власть осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в ДНР осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики — парламент Республики, Совет Министров ДНР — Правительство Республики, образуемые в соответствии с Конституцией (ст. 6). В ДНР признаётся многопартийность (ч. 1 ст. 9). Государственными языками в Республике являются русский и украинский (ч. 1 ст. 10).

Форма правления характеризуется как президентская республика. Глава ДНР является руководителем исполнительной ветви власти — Совета Министров ДНР (ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 75). Президентской республике присуща главенствующая роль президента в системе органов государственной власти, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.

Высшим органом законодательной власти является Народный Совет — парламент Донецкой Народной Республики, состоящий из 100 депутатов (ч. 1 и 3 ст. 63). Структура и состав правительства определяются Главой Республики (ч. 4 ст. 75, ст. 76). Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду (ч. 2 ст. 80).

В соответствии со ст. 6 Конституции, государственная власть осуществляется по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Реализация этого принципа призвана предотвратить концентрацию всей государственной власти в руках одного лица или одного органа. Ст. 9 Конституции гарантирует построение общественной жизни на основе идеологического и политического многообразия, а также многопартийности.

Эти компоненты основного закона ДНР выступают как регулятивы поведения людей. Инструментализация данной Конституции де-факто началась с осени 2014 г.*

Внутренняя конструкция государственности ДНР состоит из нескольких линий.

1) Организационное структурирование по территориям. Здесь сложилась своя иерархия, начиная от учреждений центральной власти и заканчивая учреждениями власти минимальных территориальных единиц. Согласно ст. 86 Конституции ДНР, «главы органов местного самоуправления назначаются Главой Донецкой Народной Республики» [4, с. 28]. Территориальные власти в той или иной мере копируют власть более высоких уровней (работает принцип стандартизации).

2) На микроуровне структура Республики разрослась в иерархию деловых учреждений (клеточек). Они связаны в целое отношениями субординации и координации. Это растущий бюрократически-административный аппарат. Так, в Администрации Главы ДНР сформировано шесть Управлений. Рядом и вместе с ними функционирует правительство Республики. В него входят министры и главы ведомств, не имеющие министерской должности, но официально приравниваемые к министрам по статусу. Количественный состав и структура правительства не регламентированы законодательно и определяются Главой Республики. Ныне это 21 министерство. Вместе с Администрацией Главы ДНР они образуют властный тандем.

3) Дифференциация различных функций власти и обособление их в виде особых подразделений власти образуют морфофункциональную линию структурирования. В идеале тут имеет силу социальный закон соответствия: каждой функции соответствует какое-то множество частей государственной структуры и каждой части — функция. Самым крупным разделением властей по третьей линии явилось традиционное разделение на законодательную и исполнительную и судебную власти. Как отмечалось ранее, высшим органом законодательной власти является Народный Совет ДНР. Его депутаты избираются на четырёхлетний срок в ходе прямых всеобщих парламентских выборов, проводимых по пропорциональной системе в многомандатных округах. Количественный состав Совета, регламентируемый действующим законодательством, 100 человек. Главой же государства и руководителем исполнительной ветви власти является Глава ДНР. Он избирается на четыре года тайным голосованием на всеобщих прямых выборах. При этом один и тот же человек не может занимать этот пост более двух сроков подряд. Глава ДНР формирует и возглавляет правительство.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду. В его ведении находятся системы уголовного, гражданского и административного правосудия. Он является высшей апелляционной инстанцией по соответствующим делам.

Господствующее место среди управленческих задач ДНР занимает управление текущей жизнью и поддержание должного порядка и безопасности.

Степень сложности государственного устройства ДНР зависит от степени растущей сложности самой Республики. В конфигурации государственного устройства ДНР выделяются такие элементы:

1) центральное правительство (Глава ДНР и Совет Министров ДНР);

2) местные (территориальные) органы власти;

3) административно-бюрократический аппарат;

4) органы общественного порядка и защиты Республики;

5) правящая группа;

6) «околоправительственные» организации.

Между ними имеет место множество взаимоотношений. Они образуют многомерную мозаику из частей ДНР и структуры её государства как выражение закона соответствия. Выполняют разнообразные функции. Плюс ко всему, все они и их функции погружены в сферу коммунальности, которая сама погружена в среду возникшего и растущего социального организма.

В силу насущной необходимости исполнительная власть в ДНР частично сохраняет военно-гражданский характер.

ДНР возводится как общество с таким управляющим органом, каким является государство. При том условии, что государство, будучи «уполномочено» на роль управляющего органа в процессе своего формирования, стало самодовлеющим социальным феноменом, субъектом, использующим Республику как сферу и орудие своего собственного бытия.

Для чего функция государства ДНР как органа её целостности детализируется и развивается в сложную систему функций: охрана целостности, установление и соблюдение правового порядка, защита социума от внутренних и внешних угроз и т.д. Сюда же входит и забота о частных интересах каких-то определённых категорий, слоёв, классов и групп населения. А также примирение вражды между ними. Функция государственности в таком случае заключается в том, чтобы обеспечить жизнь и самосохранение ДНР как единого целого и управление им как целым.

Государственные функции в ДНР различаются по широте действия, по степени сложности и важности. По тому, какие категории людей они затрагивают и какие материальные ресурсы приводят в действие. По затратам на их исполнение и другим признакам. Практически тут происходит своего рода их классификация, так что можно говорить о социальном статусе функций республиканского государства: низший, средний и высший. К высшему уровню, например, относятся функции, имеющие стратегическое значение для ДНР в целом и её положения в окружающем мире. Отметим важнейшие из них:

1) Защита Республики от внешних и внутренних врагов.

2) Поддержание и оптимизация жизнедеятельности населения.

3) Международное признание ДНР (внешняя идентификация).

4) Интеграция с Россией.

Останавливает на себе внимание и легитимация власти ДНР. То есть признание её законной — как в установлении, так и в воспроизводстве (внутренняя идентификация). После провозглашения в апреле 2014 г., 11 мая того же года был проведён всенародный референдум о статусе ДНР. На нём более 80 % его участников поддержали независимость и суверенность Республики. После чего был сформирован Верховный Совет ДНР, который являлся первым законодательным органом власти Республики. Последним этапом легитимации власти стали выборы Главы ДНР и депутатов Народного Совета Республики, состоявшиеся 2 ноября 2014 г.

Вместе с этим важнейшим признаком ДНР как государства является его суверенность**. Она означает, что ДНР в рамках своей подвластной территории законно не признаёт никакой другой власти над собой. И не делит власть ни с кем, кто (и что) находится вне её государственности. Задача этих и иных такого рода мероприятий заключается в том, чтобы утвердить в сознании людей незыблемость новой власти и наказуемость за непослушание ей. Узаконивание власти стало способом осознания социумом силы и права ДНР на насилие. Признание фактора власти как стоящего над подвластными.

Из представленного выше следует, что государственная деятельность ДНР является публичной. Но это абстрактный закон. Он постоянно нарушается. Степень скрытности власти колеблется в диапазоне 0↔1. Борьба за власть в ДНР не прекращается. Проявлением чего являются околовластные интриги, попытки стороннего влияния, наличие околоправительственных кругов, резонансные коррупционные скандалы и т.п. Но происходит это в рамках одной государственности, около неё, с ней, за её счёт.

Одновременно вместе с этим происходит встраивание многомиллионной (2,334 млн чел.) массы населения ДНР в систему власти и управления, причём в систему народовластия и самоуправления. Гражданская власть в ДНР является народовластием в том смысле, что в силу революционного становления государственности по своему происхождению в большинстве своём это была не профессиональная власть. Подавляющее большинство постов в ней с самого низа до самого верха заняли новички от власти. Для многих из них это тяжёлая, временная и рискованная обязанность. Они не умеют ещё управлять и управляться. Поэтому наблюдается калейдоскоп ротации кадров и волюнтаризма.

Возникновение и становление ДНР являет собой один из многочисленных примеров действия законов диалектики: взяв власть в свои руки, народ сам оказался в неводе своего собственного народовластия. Дело в том, что более или менее значительные объединения людей не могут жить без давления, ответственности и наказания. Это — общий социальный закон. В этой связи в ДНР вырастает задача — формирования новых общественных отношений на принципах социальной справедливости. Процесс этот происходит в непрерывной борьбе различных сил и тенденций. В частности, конфликт между старой (сформировавшейся до переворота и оставшейся после него) «элитой» и новаторами, оформившими свою власть уже в качестве лидеров ДНР.

К перечисленным обстоятельствам следует прибавить и многоликую амбивалентность властных сфер. На сегодняшний день в ДНР, так или иначе, присутствуют или пытаются оказывать своё влияние на неё четыре вида власти. Две внешние и латентные власти: киевская и российская. Первая носит негативный характер. Вторая выступает гарантом продолжения существования и сохранения субъектности ДНР в будущем. Две другие — внутренние власти: гражданская и военная. Первая носит открытый характер и занята внутренней организацией жизни Республики. Вторая носит полностью закрытый характер и нацелена на отпор внешним и внутренним врагам Республики, связанным в первую очередь с нынешним киевским нацистско-олигархическим режимом. Объединяющим началом упомянутых властей служит объект приложения их сил — ДНР. Но разнят их отличные интересы, властители, ресурсы, цели и механизмы властвования.

Особенности структуры и статуса аппарата власти внутри ДНР заключены в следующем. Первая — несовпадение фактической и номинальной власти. В силу естественной тенденции власти к сужению круга её носителей сложился фактический механизм власти, позволяющий правящей группе контролировать всю ДНР. Так, исполнительная власть стала доминирующим компонентом внутри самой сферы власти.

Вторая особенность — дифференциация различных функций единой власти (идейных, административных, представительно-показных, управленческих, социальных) и воплощение их в различных организациях. Созданы организации, воплощающие в себе и реализующие на деле социальные функции власти. А в силу особенностей ДНР именно социальная функция власти является доминирующей. Это и есть та самая власть коллектива над индивидом. Она отчуждена социальными группами общества в силу разделения функций и объединения в масштабах всей ДНР.

Обратимся далее к реализации власти — управлению. Жизнь ДНР — множество поступков (действий) его членов. Это множество должно быть как-то упорядочено, чтобы Республика могла жить как единое целое. То есть должен быть установлен и поддерживаться определённый порядок. Проблема порядка в ДНР приобретает особое значение. Она стала здесь главным средством объединения людей в группы и общество, а также регулирования их повседневной жизнедеятельности. Перевод её в конкретные задачи обусловлен вводом и поддержанием определённого Конституцией ДНР социального порядка с тем, чтобы добиться поставленных целей.

В ДНР эту функцию взяла на себя сфера власти и управления (коммунальный аспект её жизнедеятельности). Управление в ДНР суть устройство сферы реализации власти, деятельность управляющих органов. Здесь просматривается порядковая, волюнтаристская, гомогенная, централизованная, командная, прямая, многоступенчатая система управления.

Она имеет свои принципы функционирования: максимальный контроль над всеми аспектами жизни её социума и отдельных граждан. По возможности не допускается то, что невозможно контролировать. Если этого не избежать, то допускается в той мере, в какой это не угрожает общей установке на максимальный аудит. По возможности ограничивается число управляемых объектов. Число «точек» и акций управления сводится к минимуму, стремятся не допускать конфликтов между частями целого. В случае возникновения таковых отдаётся предпочтение интересам управляемости. Не допускается непредвиденного («как бы чего не вышло»).

Доминирование коммунального аспекта над деловым (интересы управляемости) становится поэтому одним из главных факторов в жизни общественного организма ДНР. Оно лимитирует иные её нити, становится одним из внутренних ограничителей сил и возможностей Народной Республики.

Итак, играющая решающую и принципиальную роль сфера государственности ДНР с одной стороны по-прежнему находится в стадии формирования, с другой — остаётся основным фактором самосохранения и развития ДНР.

Республиканская государственность сложилась под воздействием таких факторов:

1) общие законы организации системы властителей, живущих в непокорённом Донбассе;

2) остатки человеческого материала и 22-летнего предшествующего опыта украинской власти;

3) прежний чиновничье-бюрократический аппарат;

4) объективные закономерности социального устройства ДНР;

5) российские влияния и заимствования.

Поэтому власть и механизм её реализации остаются доминирующей силой, несмотря ни на что.

Подытожим. Государственность в ДНР обусловлена факторами её возникновения и становления. Её тип и своеобразие зависят от размеров Республики, от характера человеческого материала, от его способности к самоорганизации, от степени усложнения ДНР, от культуры и идеологии, от внешнего окружения и многих других. Причём, государство здесь формируется как орган формирующейся ДНР, а ДНР формируется как общество с таким управляющим органом, каким является государство. Это — единый процесс.

В плюрализме своих форм данная государственность носит сквозной характер. Но он не меняет сути её деятельности по принципу сверху вниз с точки зрения её формирования и конкретной работы. В их основе — организация самой себя, распределение функции своих частичек. Подбор и отбор в их ряды местных активистов. Выработка опытным путём правил работы и их соблюдение. То есть единый механизм реализации всей системы власти и управления со всеми присущими ему свойствами в условиях изнуряющей гражданской войны.

Основным и исходным инициатором здесь выступает новорождённое государство ДНР. Его сущность и основная роль состоят в том, что оно есть основа, орган, условие, носитель целостности ДНР. Орган самосохранения её как особого целостного социального существа. Орган, управляющий её поведением в таком качестве в зоне боевых действий. Короче, оно и царствует, и правит, по причине того, что находящаяся в состоянии гражданской войны государственность ДНР, не может быть ничем иным, кроме как продуктом той же войны. То есть государство тут есть монопольный субъект ДНР, ресурс её социальной организации, самовоспроизводства и выживания. Строится и функционирует на основе своего и заёмного теоретического и практического опыта социальной комбинаторики.

Литература

1.     Зиновьев А. А. Логический интеллект. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 284 с.

2.    Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. — СПб.: Изд. дом «Нева» 2004.  — 604 с.

3.     Конституция Донецкой Народной Республики. — Донецк, 2015.  — 28 с.

*     Военная власть в силу её полной закрытости здесь не рассматривается. Отметим только тот факт, что Ополчение в течение трёх с половиной лет преобразовано в полноценные Вооружённые силы ДНР. Их силовая вертикаль выстроена по российскому образцу. Вооружённые силы ДНР играют особую роль самим фактом и характером своего существования.

**   Суверенность ДНР имеет свою особенность. Она обусловлена природой своего возникновения, функционирования и носит их рамочный характер.

 

Николай Бухтеев, Мирослав Руденко