Папа Франциск и вызовы XXI века

Ушел в историю европоцентризм католичества – самой крупной религиозной институции планеты (полтора миллиарда землян). С избранием на престол в Ватикане выходца из «Третьего мира» Папы Франциска Римская церковь, сохраняя в названии ссылку на свои исторические корни, утвердила собственный вселенский характер. Но какими видятся ей другие религии и человечество в целом в близком и более отдаленном будущем? И как видят другие ее саму?

 

Введение

Идею этой аналитической записки автору, сам того не ведая, подсказал его сокурсник по учебе в институте, дважды тезка, ныне ученый и дипломат, член-корр. РАН Анатолий Андреевич Громыко. В одной из двух своих монографий 2012 года он отмечает, что судьба человеческой цивилизации решается в триаде «Человек – Земля – Космос». Важная тайна, от разгадки которой зависят судьбы мира – это сам человек, его происхождение и предназначение.

Станут ли люди относиться к дому своего обитания – Земле – как к Храму или будут считать его всего лишь своей мастерской, где им позволено все? Смогут ли одни выработать идеологию планетарного сотрудничества вместо теории конфронтации в духе «столкновения цивилизаций»?

Ту же важную тайну стремится разгадать Ватикан. Прикоснемся к ней и мы. 

Человек – роль личности в истории

Начнем с феномена «счастливо царствующего» (принятый в католичестве словесный оборот – ред.) нынешнего Папы. Хуан Мария Бергольо – аргентинец, сын итальянского рабочего-эмигранта, с 1958 г. член ордена иезуитов, одного из тех, которые руководствуются правилом как общинной, так и индивидуальной бедности. Создание таких орденов, получивших наименование нищенствующих, началось в XIII в. как результат миссии Франциска Ассизского и Доминика Гусмана. Оба они провозгласили своими идеалы евангельской бедности и, получив право собирать милостыню, занимались благотворительностью, выступали с публичными проповедями, принимали исповедь, преподавали богословие.

Позднее статус нищенствующих был признан за иезуитами, кармелитами, тринитариями, минимитами и членами ряда других орденов. А теперь перед нами пройдет укороченная из-за ограниченности объема записки череда разных по статусу неординарных фигур давней и менее далекой истории. Среди них: как созидатели церкви, так и ее разрушители, и, для представительности, два атеиста.

Откроет список английский теолог Джон Уиклиф (ок. 1320-1384), поборник реформ, критик тогдашнего папства, сторонник движения лоллардов.3 Его последователем стал национальный герой чешского народа Ян Гус (ок. 1370-1415). И тут же – преступник Балтасар Коста, который в мае 1410 г. занял папский престол, назвавшись именем, которое 550 лет спустя выберет поистине святой Иоанн XXIII (Ронкалли). Псевдопапа жил в эпоху «великой схизмы» (раскола), когда высшую власть в РКЦ оспаривали между собой несколько претендентов, и на костер по обвинению в ереси был отправлен Ян Гус. Сожжению тогда же подверглись извлеченные из могилы останки Уиклифа. Лжепапу уличили в пиратстве, убийствах и других преступлениях.

Он пустился в бега, но был прощен и возвращен в сан кардинала. Умер естественной смертью и был с почестями погребен в баптистерии флорентийского храма Санта Мария дель Фьоре. Нелицеприятную характеристику дал католичеству ушедшей эпохи Почетный Папа Бенедикт XVI (при написании цитируемой ниже книги «Введение в христианство» – профессор Тюбингенского университета в Германии и простой священник): «Церковь настолько одичала, что всякий, узревший это, повергается в оцепенение и ужас…

Единая скала Господа раскололась между враждующими партиями на много церквей, каждая из которых в той или иной мере притязает быть единственной. В результате для многих сегодня Церковь сделалась главным препятствием на пути к вере. Они могут видеть в ней лишь человеческое стремление к власти, мелочной театр, разыгрываемый теми, кто, притязая управлять зданием христианства, на деле лишь служит помехой для истинного духа христианства... Таков парадоксальный образ Церкви, в которой божественное столь часто подаётся через недостойные руки людей».

Ровно 500 лет назад, в 1517 г., христианский богослов Мартин Лютер (1483-1546), прибил к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, в которых осудил буллу Льва Х об отпущении грехов за деньги. Папа тут же предал поборника реформ церкви анафеме. Тот объявляет борьбу с папством делом всей немецкой нации. С этого момента меняется богословие, протестантизм отделяется от католичества, на Европу обрушивается цунами религиозных войн. А как оценивает эти события церковь Папы Франциска?

«Поскольку подлинной целью Лютера была реформа, отделение протестных общин должно восприниматься нами не как успех реформаторов, а как их временное поражение. Он нашел бы на Втором Ватиканском соборе свое место, то самое, занять которое заслужил при жизни». Добавим к именам известных религиозных деятелей двух убежденных атеистов Маркса и Энгельса. Американо-израильские богословы Прейгер и Телушкин называют марксизм «светским, нерелигиозным отпрыском иудаизма».

«Мышление Маркса, внука двух ортодоксальных раввинов, зижделось на еврейской озабоченности проблемами нравственности, – пишут они в одной из своих книг. – Только еврей Маркс мог так бескомпромиссно и страстно бороться за улучшение положения неимущих классов». Энгельс написал работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Первобытный человек, судя по Энгельсу, жил в идеальном обществе, где отсутствовала эксплуатация человека человеком.

Мы, наверное, отвергнем наивную веру в «благородного дикаря». Современный человек мало чем отличается от первобытного. Все мы способны стать каинами. Каждый из нас должен бороться со своими слабостями, точно так же, как наши первобытные предки» (конец цитаты).

Крутой поворот от взаимного неприятия христиан разных конфессий к диалогу и сотрудничеству произошел на Втором Ватиканском соборе.

Этот форум, развернувший на 180 градусов стратегию Католической церкви и Государства град Ватикан, заявил: - началом, предметом и целью всех общественных установлений должна быть человеческая личность; - католическая церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в других религиях, сожалеет о всех проявлениях антисемитизма, уважительно относится к мусульманам; - следует одобрять мужество тех, кто отказывается выполнять преступные приказы, и всеми силами стараться предуготовить то время, когда можно будет полностью запретить любую войну; - католики готовы вести диалог с теми, кто противится Церкви и ее преследует.

Стратегия Второго Ватикана была поддержана всеми послесоборными Папами, хотя, как заметил докторант ИЕ РАН В.М. Богомазов, по мнению одного из них, Бенедикта XVI, обновление церкви вышло за рамки формы и в значительной степени затронуло существо доктрины католицизма. Эта стратегия, основные положения которой были разработаны святым Иоанном XXIII, сегодня проводится в жизнь Папой Франциском. 

«Laudato si`»: наш общий дом – Земля

«Какой мир мы хотим оставить тем, кто придет после нас, растущим сегодня детям?» Этот вопрос – центральный в энциклике Папы Франциска «Laudato si`», опубликованной 18 июня 2015 г.

 По убеждению Понтифика, он касается не только окружающей среды в строгом смысле этого слова, но и порождает дальнейшие вопросы о смысле жизни. Какова цель, ради которой мы в нее пришли? Ради чего трудимся и боремся? Почему Земля нуждается в нас? Начнем изложение энциклики с цитирования ее первых строк. «Laudato si`, mi` Signore» – «Прославлен будь, мой Господи», – пел святой Франциск Ассизский. В этом прекрасном песнопении он напомнил нам, что наш общий дом – для нас и сестра, с которой мы разделяем существование, и чудесная мать, заключающая нас в свои объятия.

Мы росли, считая себя собственниками и владельцами, имеющими право на разграбление. Насилие, таящееся в раненном грехом человеческом сердце, проявляется, помимо прочего, и в симптомах болезни, которые мы замечаем в почве, в воде, в воздухе и в живых существах. Более пятидесяти лет назад, когда мир балансировал на грани ядерного кризиса, святой Папа Иоанн XXIII написал энциклику, в которой не ограничился простым осуждением войны, а пожелал обратиться с предложением мира. Свое послание «Pacem in Тerris» («Мир на Земле») он адресовал всему католическому миру, но добавил: «и всем людям доброй воли».

Сейчас, в условиях глобального разрушения окружающей среды, я хочу обратиться к каждому человеку, живущему на этой планете. Я хотел бы вступить со всеми в диалог о судьбе нашего общего дома». Основная часть энциклики подразделяется на шесть глав.

В первой («Что происходит с нашим домом») главным вызовом для человечества называется изменение климата – глобальная проблема с серьезными экологическими, социальными, экономическими, распределительными и политическими последствиями. Климат, пишет Франциск, является общим благом, которое принадлежит и служит всем, но его изменения оказывают самое тяжёлое влияние на бедных. Вторым вызовом является вопрос воды: доступ к безопасной питьевой воде является важнейшим, фундаментальным и универсальным правом человека, он определяет выживание людей и поэтому представляет собой условие для осуществления других прав человека.

Лишить бедных доступа к воде означает отрицать право на жизнь, укоренённое в их неотъемлемом достоинстве. В третьих, каждый год навсегда исчезают тысячи видов растений и животных. Человеческое вмешательство, когда оно имеет целью служение финансам и потребительству, приводит к тому, что земля, на которой мы живем, становится менее богатой и красивой, всё более тесной и серой.

В рамках этики международных отношений возник самый настоящий экологический долг, и ответственность не одинакова, у развитых стран она больше.

Во второй главе («Евангелие творения») говорится об отношении людей к другим живым существам.

Вывод, будто человеку дано абсолютное господство над другими творениями, ошибочен. Человек наделён ответственностью «возделывать и хранить» сад мира (ср. Быт 2,15)», зная, что конечной целью других творений являемся не мы. Напротив, все идут вперёд, вместе с нами и через нас, к общей цели, которая есть Бог. Глава третья («Человеческие корни экологического кризиса») говорит об опасности использования достижений науки и техники во вред экологии и человеку. Приверженцы «одноразовой логики» обращаются с ближним и природой как с простым объектом.

Эта логика позволяет эксплуатировать детей, бросать пожилых людей, превращать других в рабов, переоценивать способность рынка к саморегулированию, практиковать торговлю людьми, продавать шкуры животных, находящихся на грани исчезновения, и «окровавленные алмазы». Это логика мафиозных структур, торговцев органами, наркоторговцев и отказа от зачатых детей, потому что они не соответствуют планам родителей. Еще один вопрос – генная инженерия. Необходимы научные и общественные дискуссии, широкие и способные принять во внимание всю имеющуюся информацию и называть вещи своими именами, начиная с направлений независимых и междисциплинарных исследований.

В четвертой главе («Интегральная экология») Франциск на многочисленных конкретных примерах обосновывает тезис о связи между проблемами экологии, с одной стороны, и социальными вопросами, с другой. Бороться за общее благо, пишет он, значит делать выбор в пользу солидарности, отдавая предпочтение самым бедным. Пятая глава («Некоторые линии ориентации и действия») гласит, что участники международных встреч на высшем уровне по проблемам окружающей среды не оправдали ожиданий: из-за отсутствия политической воли действительно значимые и эффективные глобальные договоренности так и не были достигнуты. Почему сегодня желают сохранить власть, которую будут вспоминать как неспособную вмешаться, когда сделать это требовалось в самом срочном порядке? Коррупция часто порождает соглашения, подготовленные без информирования [общественности] и углубленного обсуждения.

И, наконец, последняя глава энциклики («Экологическое воспитание и духовность») констатирует, что изменить привычки и поведение людей – дело непростое. Поэтому центральными задачами церкви остаются образование и воспитание, а любое изменение нуждается в мотивациях и образовательной программе. В нее должны быть вовлечены все образовательные круги, в первую очередь: школа, семья, СМИ. Нужна и тщательно подготовленная катехизация. Папа предлагает начать с изменения образа жизни и оказания здорового давления на тех, кто облечен политической, экономической и социальной властью. Важную роль должно сыграть экологическое образование, способное влиять на поступки и привычки людей, уменьшить потребление воды и организовать раздельный сбор мусора.

Интегральная экология требует простых повседневных действий, которыми мы разрушаем логику насилия, эксплуатации, эгоизма. Все упростится, если созерцать творение взором веры: верующий человек созерцает мир не снаружи, а изнутри, распознавая связи, которыми Отец соединил нас со всеми живыми существами.

Космос – от взрывного начала к тихому уходу

Заголовок этого раздела записки мы заимствовали у официоза папства «Оссерваторе романо», где под ним в канун нового года был опубликован обзор научных и научно- популярных книг, так или иначе посвященных космосу. Но интерес землян к вселенной намного старше изобретенного Гутенбергом в середине XV в. книгопечатания. Уже на заре своего существования человечество ощутило неразрывную связь собственной судьбы с небом, откуда днем свет и тепло посылало людям солнце, а ночью по океану звезд проплывала луна.

Об этом свидетельствуют не только захватывающие мифы античности, донесенные до наших дней чередой сменявших друг друга поколений, но и использование на практике постепенно накапливавшихся знаний нашими предками – земледельцами и мореплавателями. Астрономические артефакты, оставленные самыми давними цивилизациями, свидетельствуют о том, что эта отрасль знания является одной из первых наук, и, что еще более важно, благодаря ей, человечество может заглянуть в безмерно далекое будущее.

В католичестве основоположником астрономии нового времени считается каноник Николай Коперник (1473-1549). Участвуя в подготовке реформы календаря, окончательно утвержденного позднее, уже при Папе Григории XIII (1502-1585, на престоле с 1572 г.) он предложил гелиоцентрическую картину мира в противовес общепринятой тогда геоцентрической. Главный инквизитор Беллармин объявил работу Коперника «О вращениях» ошибкой и включил в Индекс запрещенных книг. Папа Иоанн Павел II в послании к 450-летию книги отметил «благоразумие и смелость ученого». Тот же понтифик признал вину церкви в преследовании итальянского физика и астронома Галилео Галилея (1564-1642), который признал, что мир существует вне и независимо от человеческого сознания.

На суде над ученым, проходившем в 1633 г., когда в памяти церковного общества еще не стерлись воспоминания о трагической участи Джордано Бруно, Галилей сначала защищал научные взгляды Коперника, но потом отрекся от них. В итоге суд предписал ему до самой смерти находиться под домашним арестом. Иоанн Павел II еще раз вернулся к этой теме в речи в той же академии в 1992 г.

На этот раз он не только воздал должное Галилею как ученому, но и подтвердил, что в толковании Священного писания ученый был ближе к истине, чем профессиональные богословы, и официально снял с него обвинение в ереси. В 1600 г. в Риме погиб на костре бывший монах-доминканец Джордано Бруно, осмелившийся выступить с утверждением о множестве миров и бесконечности вселенной. Будет ли реабилитирован и он?

С таким вопросом автор записки обратился к Вальтеру Брандмюллеру, который с 1998 по 2009 г. возглавлял Папский комитет по историческим наукам, в 1994 г. издал книгу о Галилее, потом был переведен на другую должность и в 2010 г. стал кардиналом. Ответ был категорическим: «Нет, не будет». При нынешнем Папе такой же вопрос не раз задавался на более высоком уровне, и Франциск отвечал, что является принципиальным противником смертной казни, но дальше этого не заходил.

Скончавшийся десять лет назад астроном Корнельского университета (США), лауреат Пулицерской премии Карл Саган составил «космический календарь», в котором, представив 13,8 млрд. лет существования вселенной как один год, состоящий из 365 дней, нарисовал ужатую в столько же миллиардов раз картину ее истории. В новом масштабе времени Большой взрыв происходит в 0 часов 0 минут 0 секунд 1-го января. Млечный путь начинает формироваться 16 марта (11 млрд. лет назад), Солнечная система – 2 сентября (4,6 млрд. лет тому назад).

До 9 ноября первые признаки жизни на земле остаются лишь намеками. Рыбы появляются 17 декабря (500 млн. лет назад), динозавры – 25 декабря (250 млн. лет назад) и, наконец, люди – 31 декабря (12 млн. лет назад) около 14 часов 30 минут. Не менее впечатляющее полотно нарисовал в книге «Всего миллиард лет? Путешествие к концу вселенной» итальянский профессор Паоло Де Бернардис (Болонья: Издательство Мулино, 2016), лауреат премии Бальцана, которую в 1963 г. получил Иоанн XXIII.

Он избрал темой своих исследований будущее космического пространства. Взяв за точку отсчета тот факт, что затерявшийся во вселенной земной шар с уникальным и хрупким равновесием получаемой от солнца и излучаемой за пределы атмосферы энергии подобен песчинке в безбрежном и бездонном океане звезд и планет, профессор Де Бернардис приходит к выводу: термическая стабильность Земли может разрушиться неожиданно и быстро.

Русский физик Александр Михайлович Ляпунов (1857-1917), член Петербургской, член-корр. Парижской и ряда других Академий наук, предсказал превращение Солнечной системы в хаотическую через 50 млн лет. Его эстафету принял американский математик и метеоролог, иностранный член РАН Эдвард Лоренц (1917- 2008). Он указывал на опасное свойство некоторых хаотичных систем: незначительное влияние на них может приводить к серьезным последствиям где-нибудь в другом месте и в другое время.

Процитируем Википедию: «Бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии. «Эффект бабочки» вызывает и аллюзию к рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром», где гибель бабочки в далёком прошлом изменяет мир очень далекого будущего». В конце 1986 г. автор записки присутствовал на юбилейной сессии академии, члены которой, граждане разных стран и носители разных мировоззрений, назначаются лично Папой, но не подчинены Святому престолу.

Раз в два года они собираются все вместе, чтобы подготовить, обсудить и утвердить доклады о последних достижениях математических, физических и естественных наук. В личной беседе с автором этих строк президент академии, профессор биологии и биофизики университета в Рио-де-Жанейро (Бразилия) Карлус Шагас сказал, что «настоящий ученый должен отказаться от содействия поборникам гонки вооружений. При этом ученым должна быть предоставлена возможность следить за тем, как применяются сделанные ими открытия на практике, чтобы предотвратить их эвентуальные негативные последствия». 

Заключение

В новогоднем послании на 2017 год Папа Франциск вновь подчеркнул стремление предотвратить сползание от «лоскутной» к полномасштабной Третьей мировой войне, отстаивать безмерные блага жизни, заботиться об обездоленных, мигрантах, больных и отверженных, жертвах вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, заключенных, безработных и жертвах любой формы рабства. Каждое действие в этом направлении, каким бы скромным оно ни было, помогает строить мир, свободный от насилия.

 Политическое измерение этой программы раскрыто в интервью Папы ветерану итальянской журналистики Эудженио Скальфари. Когда тот обратился к нему с просьбой изложить свое мнение о равенстве членов общества и добавил, что за это выступают марксисты (социалисты и коммунисты), последовал ответ: «Не мы начали думать как коммунисты. Это они изменились.

 Христос выступал за такое общество, где в принятии решений участвовали бы бедные и слабые, выброшенные за борт. Именно они, народ, бедные, верующие и неверующие, а не демагоги и мошенники.

Да, не все, в том числе и внутри католичества, поддерживают меня, – признал Франциск, – но это не мешает нам оставаться единоверцами. Единственный вопрос, оставшийся без ответа, касался Трампа. Я не даю оценок политикам, – сказал Папа. – Меня интересуют лишь негативные последствия их поведения по отношению к бедным и тем, кто оказался за обочиной жизни общества».

14 декабря 2016 года автора записки навестил приехавший в Москву на неделю по своим делам старый друг – куратор внешних церковных связей Православной церкви в Америке протоиерей Леонид Кишковский. Мы обсудили реакцию в мире на «феномен Бергольо» – лидера «революции нежности и милосердия»

. В США, по данным опросов, в поддержку Франциска выступают 63% граждан, его выступления в Конгрессе и на сессии ГА ООН прерывались аплодисментами, но один из ведущих экономистов Томас Соуэлл был категоричен: «Идеи Папы – путь к нищете». В нашей стране, не упоминая имени Папы, Патриарх Кирилл резко осудил «ересь человекопоклонничества» и благословил создание Саровского духовно-научного центра на базе Успенской пустыни и Федерального ядерного центра.

Впрочем, нам, государственному учреждению науки, вряд ли стоит брать на себя роль арбитра в этом «разномыслии» Первого и Третьего Римов. 

P.S. Ящик Пандоры 

Мы начали эту записку с подсказки Ан.А. Громыко и построили ее по предложенной им схеме.

А закончим цитатой из второй его монографии, вышедшей из печати в том же 2012 году:

 «На мировое сообщество надвигаются эрозия и исчезновение основной опоры международных отношений – суверенных государств, вырождение международного права, умаление роли ООН. Без них мир войдет, уже вошел, в эпоху анархии и беззакония. Проблемы экологии, разрушение жизнеобеспечивающего слоя Земли примут необратимый характер. В этих условиях разразятся войны. За плодородные земли, ископаемые и особенно воздух. Ящик Пандоры уже открыт. Бренность мира для «лишних миллиардов» землян ощутима до боли. Правители «золотого миллиарда» не понимают, что власть и слава – это еще не жизнь. Мы уйдем, а Луна и Солнце, Земля останутся. Хорошо бы сохранилось и человечество»… 

Анатолий Красиков, профессор, главный научный сотрудник ИЕ РАН 

Макрон придумал нечто новое для Нормандского формата. Нечто неожиданное.
17:04
Почти 40% населения Украины не поддерживают запрет георгиевской ленты в стране,...
13:54
С этой целью Вашингтон предложил расширить список террористических организаций
11:31
Сегодня, 26 июня, День рождения Главы Донецкой Народной Республики Александра...
10:40
Президент Украины Петр Порошенко заявил в интервью украинским телеканалам, что...
09:30
В Госдуме состоялась встреча заместителя председателя Комитета по безопасности и...
14:58
За прошедшие сутки ВС Украины ДЕВЯТНАДЦАТЬ раз нарушили режим прекращения огня.
13:09
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц...
11:10