Политическая весна Гройсмана. Составит ли премьер конкуренцию Порошенко?

Ряд провластных украинских «экспертов» и блогеров начал постить хвалебные посты о Гройсмане, который отказался повышать тарифы на природный газ для бытовых потребителей, несмотря на требования МВФ. Дескать, сильный лидер, не поддался внешнему давлению, отстаивает интересы простого народа.

То, что Гройсман начал платить за посты в Сети – лишнее подтверждение, что глава Кабмина намерен уходить в самостоятельное политическое плавание, так как у Порошенко, продвинувшего винницкого земляка на пост премьер-министра, не самый высокий рейтинг на политическом Олимпе Украины и судьба его довольно туманна. В сущности, события последнего времени демонстрируют, что Гройсман, изначально считавшийся «техническим» премьером при Порошенко, пытается обрести политическую самостоятельность, желая извлечь максимум финансовых и электоральных бонусов, запланировав свое политическое будущее и на период после 2019 года. Собственно, горизонт политического планирования Владимира Борисовича уходит далеко за горизонт президентства Петра Алексеевича.

Во-первых, Гройсман активно «наводит мосты» с «Народным фронтом» Яценюка-Авакова, минимизируя риски своей отставки через сессионный зал Верховной Рады. В хороших отношениях находится Гройсман с целым рядом мажоритарщиков.

Во-вторых, Гройсман резко нарастил публичную и медийную активность. Фактически глава Кабмина стал конкурентом Порошенко по перерезанию ленточек в различных регионах страны. Повышение пенсий военным пенсионерам, а также обещанная Гройсманом «весна реформ» и «лето реформ» (которые наверняка добьют тех, кто выжил после «осени реформ») – важные элементы пиар-стратегии премьер-министра. Месяц назад Гройсман прямо заявил, что планирует идти на ближайшие парламентские выборы.

В-третьих, Гройсман пытается выстроить коммуникацию с западными кругами, представив себя в роли эффективного и договороспособного управленца-технократа. Недавно премьер-министр опубликовал статью в The Wall Street Journal под названием «Создавая новую Украину», где говорится о том, как «космические корабли бороздят Большой театр», то есть о мнимых реформах и достижениях действующей власти. Это уже не первая публикация Гройсмана в данном издании, премьер рассказывал о мнимых достижениях своего правительства на страницах The Wall Street Journal в июле прошлого года.

«На бумаге» все это, конечно, выглядит красиво. Но вопрос в том, кто возьмет в свой список настолько «токсичного» политика, обладающим рейтингом ниже уровня грунтовых вод?! Широким народным массам Гройсман запомнился лишь резким, практически вдвое, поднятием тарифов на газ буквально через месяц после назначения на должность премьера (что обрушило его рейтинг вчетверо) и «реформой 3200» (поднятие минимальной зарплаты вдвое), которая привела прежде всего к раскрутке инфляционной спирали в сужающейся экономике. На раскрутку собственного политпроекта с нуля времени уже практически нет, тем более, кто проголосует за политика с настолько скучным лицом, совершенно не обладающего ни малейшей харизмой? Остается разве что идти по винницкому мажоритарному округу (если сохранится-таки «мажоритарка», что вовсе не факт) – отступать Гройсману, очевидно, некуда, позади винницкий базар.

Вопрос и в том, какова будет финансово-экономическая ситуация к ближайшим выборам. Отказ Гройсмана повышать тарифы на газ означает, что до конца этого года (а скорее всего, до конца каденции действующей власти) денег от МВФ не будет (киевские «верхи» рассчитывали на $2 млрд), что ставит под вопрос возможность Киева платить по внешним долгам и реализовывать хоть какие-то имиджевые и социальные предвыборные программы. Вторая причина, почему МВФ не выделит транш – отказ Порошенко от голосования за законопроект об антикоррупционный суд, согласно которому судей в него назначали бы при активном содействии Брюсселя и Вашингтона. 1 марта 2018 года в Верховной Раде в первом чтении был принят порошенковский законопроект о Высшем антикоррупционном суде, раскритикованный Венецианской комиссией, ЕС и МВФ, поскольку решающую роль при назначении судей будет играть президент, а функционировать суд начнет не раньше 2020 года. В общем-то, Гройсман поступил логично – если Порошенко фактически похоронил возможность получения денег от МВФ, то зачем самому подставляться под крайне непопулярное решение поднимать и без того заоблачные тарифы на газ (при рекордной задолженности в сфере ЖКХ в размере 30 млрд грн), окончательно умножая на ноль свой рейтинг.

Выходит, что очередная программа сотрудничества Украины с МВФ, которая заканчивается в 2019 году, не выполнена (как не была выполнена ни одна программа со времен независимости) – с 2015 года Украина получила $8,7 млрд из возможных $17,5 млрд. Следовательно, это внесет свою лепту в повышение уровня недоверия к киевским «верхам» со стороны Запада. С другой стороны, Киев становится все менее чувствительным к ударам со стороны Запада – денег ведь все равно не дают, а значит растут риски «закукливания» правящего режима и раскручивания нового маховика репрессивных мер («дело Савченко-Рубана», быть может, лишь «первая ласточка»).

Парадоксальным на этом фоне может показаться тот факт, что гривна уверенно держится близ отметки 26 за доллар, укрепившись после январского ралли, когда курс достигал 29 гривен за «зеленый» – несмотря на сворачивание кредитования со стороны МВФ и отрицательное сальдо торгового баланса за два месяца нового года в примерно в $0,5 млрд. Причина, помимо перечисления денег от «заробитчан», по сути главных внешних инвесторов в украинскую экономику, заключается в том, что Нацбанк Украины уже без Гонтаревой во главе начал продавать облигации внутреннего займа под 16-17% годовых – колоссальная доходность по меркам западных финансовых рынков. Под такие проценты осуществляется приток спекулятивного капитала с Запада, где ростовщики берут кредиты под 2-3% и вкладывают их под 16-17% на Украине – разницу процентных ставок фактически оплачивают рядовые украинцы. Рано или поздно эта пирамида обрушится (хотя летом украинцы в принципе могут увидеть курс в 24-25 гривен за «зеленый»), потянув за собой новую мощную волну девальвации национальной валюты. Задача же правящих кругов – любой ценой удержать курс гривны в нынешних рамках или даже укрепить его, создав иллюзию стабильности и начала экономического восстановления, до ближайших выборов, а там, что называется, трава не расти.

Также наверняка Кабмин попытается разместить суверенные еврооблигации на открытых рынках под любые проценты – лишь бы суметь заполучить несколько миллиардов долларов к ближайшим выборам. В прошлом году, напомним, такую операцию удалось провернуть – Минфин разместил 15-летние евробонды на $3 млрд под 7,375% (под такие проценты занимают страны откровенно «третьего мира» вроде Нигерии, Гондураса, Таджикистана). Понятно, что через 15 лет следы нынешних «верхов» явно простынут. Их тактика предельно проста и незамысловата – перезанять, чтобы переизбраться.

Вот и придется Гройсману в ближайшие год-полтора балансировать между многочисленными группами влияния в стране, объективной экономической ситуации и личными политическими амбициями. Что из этого получится – посмотрим, ждать осталось не так уж и долго.

Темы: