Тайна опричнины

Почему возникла опричнина

В первую очередь стоит посмотреть на политическую обстановку и обстоятельства рождения и воспитания царя. Когда Иоанн унаследовал престол, ему не было и 4 лет. Убить его для бояр не составляло никакого труда, не говоря уже об изменах и бунтах в царстве. Выжить в такой среде было чудом. Иоанн III передал Иоанну IV не только титул царя русских земель, но, благодаря его бабушке Софье Палеолог, сделал наследником династии Палеологов – последней династии императоров Византии. Вместе с ней передалось и историческое наследие «Москва – Третий Рим, Второй Иерусалим, покровитель Афона». И, в связи с этим, претензии и посягательства правителей-соседей.

В 1558 г. Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей». А патриарх Александрийский Иоаким писал ему: «Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями». Иоанн IV совершенно равнодушно отнесся к «цесарству греческому», но потребовал от соседних государств немедленного признания себя царем «всея Руси».

С детства царь находится в праведном и благочестивом окружении. Митрополит Макарий прививает ему святой образ жизни, государствообразующая идея «Москва – Третий Рим и Второй Иерусалим» вводится с понятием СВЯТАЯ РУСЬ! Юный царь пребывал в постоянном учении. Ветхозаветные образы царей, чтение греческих хроник, глубокое осознание царской власти как Богом данной производят в душе Иоанна Грозного осознание мессианской избранности, а значит, и ответственности перед Богом и народом. Царь был убежден, что Русское царство должно стать образцом добродетели и справедливости перед лицом всех народов.

Но внутренняя обстановка в стране, боярский беспредел и смуты в правлении, бунты, предательства, ереси, которые посягали на целостность и устройство государства, постоянные нападения со стороны соседних государств, многочисленные покушения и отравления царя и его родственников побудили Иоанна Грозного дать ответ на современные вызовы того времени. В таких обстоятельствах опричнина стала исторически востребованной и оправданной.

Но как, каким способом, какой государственный механизм, структура может уберечь, укрепить, распространить и утвердить Святую Русь?

Возникает опричнина: она не сразу вырисовалась, но поставленные задачи в тех исторических обстоятельствах требовали жестких и кардинальных мер. Царю нужны были преданные люди. Такими доверенными людьми при царе стали опричники. Он лично выбирал их из лучших людей, и зачастую они были из простого народа. Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие под контроль.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает: вне, снаружи, отдельно, за пределами, особый, окроме.  

Это была как дублирующая система управления страной. Идеологическим смыслом опричнины стало «просеивание русской жизни» для отделения «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах». Поэтому простой народ любил своего царя.

Опричники были разделены на государев полк (гвардию) и четыре приказа: постельный, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода царской семьи; бронный – оружейный; конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и царской гвардии; и сытный – продовольственный.

Одеянием опричники напоминали монахов (черные скуфейки и подрясники), однако в отличие от них имели право носить и применять оружие. Приветствием опричников был клич «гойда!». Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими.

Опричник олицетворял собой небесного воина-монаха и земного воина-князя. Над каждым опричником совершалось церковное пострижение в монахи и обряд посвящения во князи. Этой идеей соединения небесной и земной власти проникся и сам царь. А раз так, то он должен быть образцом. Будучи опричным игуменом, игуменом Руси, царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра – к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. Царь и опричнина боролись против ересей, магии и волхвования, против сатанизма во всех проявлениях, а также против изменников царства.

Не стоит ассоциировать эту систему только с карающими палачами. В первую очередь, это были люди двора: прислуги, исполнители. В случае необходимости они служили в роли доверенных царских порученцев, осуществлявших охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Царь пытался также воспитать, говоря современным языком, элиту Руси, отправляя опричников для получения образования как по Руси, так и за рубеж. Это также были военные, и благодаря царскому войску опричников был достигнут ряд значительных побед.

Откуда могла взяться идея опричнины

Все же, кто мог подсказать царю создать подобный управляющий орган? Могла ли сама по себе, без внешнего влияния, выстроиться целая организационная система? Мы можем заняться разбором и сопоставлениями очевидных существующих источников, а из них анализом фактов, характеризующих время царя Иоанна Грозного. Но, исходя из существующих, можно определить следующие факторы, которые могли повлиять на него породить подобную идею.

1. Воспитание царя проходило под руководством благочестивого святого митрополита Макария, который окормлял его в дни детства и юности «до первой ратной славы». Как сообщают летописи, «влияние первосвятителя было велико и благотворно». Митрополит был ученейшим книжником, он десятки лет работал над огромным трудом Четьи-Минеи, представляющим свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера, он знал несколько языков, был удивительно грамотным мужем и строгим аскетом. А значит, знал множество монашеских уставов, и это, конечно, повлияло на аскетический образ жизни царя и на устав будущей опричнины.

2. Бабушка Иоанна Грозного Софья Палеолог, жена царя Иоанна III, дочь деспота Мореи (ныне полуостров Пелопоннес) Фомы Палеолога, который был родным братом последнего Византийского императора Константина XI. Семья, спасаясь от мусульманского завоевания, взяла самое дорогое, и кроме богатства это было множество ценных книг. Когда она ехала на Русь, в качестве приданого были обозначены и эти книги (70 возов!). Именно они впоследствии вошли в состав легендарной библиотеки царя Иоанна Грозного. В Византии, когда империя доживала последние годы, когда внутри ее сотрясали аристократические дрязги, была популярна идея о монашеской республике. Эта идея была не нова: все чиновничьи и высокопоставленные должности должны были занимать только монашествующие, а значит, требовалась особая организация, орден, братство. Вполне реально, что эта византийская идея могла найти воплощение на Руси, как бы с чистого листа, уже при полноценном царе – наследнике Третьего Рима! Царь знал историю падения Византии – из-за распрей аристократии, он сам столкнулся с «лютым боярским правлением». А значит, нельзя повторять ошибки, и сделал выводы – опричнина!

3. Окружение царя. Кроме святого митрополита Макария стоит сказать и об окружении. Крестил царя игумен Иоасаф, впоследствии митрополит, у раки с мощами преподобного Сергия. Крестными родителями будущего царя были старец Иосифова монастыря столетний Кассиан Босой, старец Данила из Переяславля, старец Троицкий Иов Курцов. Особенно любил царя Иоанна и его добродетельную супругу преподобный Антоний Сийский, просиявший святостью жизни в тундре далекого Севера. Он приходил в Москву, беседовал с царем и «пользовал его своими поучениями» до кончины своей в 1556 г. Особо теплые отношения были между царем и юродивым Василием Блаженным, который умер на руках у царя. В Новгороде царь не раз посещал преподобного Арсения, затворника иноческой обители, чтобы получить от него наставления. Стоит сказать и о митрополите Московском святом Филиппе, которого он знал с детства. Все это означает, что внутренняя организация будущей опричнины предполагала строгий и праведный образ жизни.

4. Католические монашеские военные ордена. Царю было ведомо о колонизаторских успехах разных военных и просветительских монашеских католических орденов. Он прекрасно понимал превосходство таких религиозных сообществ-организаций, где фанатичная преданность религиозной идее была доминантой жизни ордена. Такие монашеские военные ордена были превосходны над многими королевскими армиями Европы: находясь в королевстве, они могли даже не подчиняться правителям. Ему самому пришлось столкнуться с этим в войне с Ливонским орденом, которая длилась два года с 1558 по 1560 гг. А значит, нечто подобное и архиважно, и необходимо было создать на Руси! Ведь опричнина возникает после 1565 г. и обретает черты монашеского ордена. Традиционное русское монашество было оседлое аскетическое и миссионерское. Военного не существовало.

Почему исчезла опричнина

На земле не существует идеальных форм правления. Даже при благочестивых и святых царях происходили неустройства в обществе. И, как бы ни стремились, как бы ни описывали идеальные общества или попытки их построения, хоть в первый век христианская коммуна, или в ветхозаветный период – теократия, или монархия и т.д., или разные социальные формы отношений, как утопичные, человек остается несовершенным и страстным.

В конце концов на широких просторах Руси опричники обрастали связями на месте, вступали в тяжбы, занимая ту или иную сторону бояр: злоупотребляя своим положением, творили несправедливость, отступали от устава и клятв, которые давали при посвящении, жили не свято. При всех государственных делах держать централизовано в управлении всю структуру опричнины для царя было сложно. Под конец своего правления у него уже не было той идеализации опричнины, как при ее создании. Многие опричники были даже казнены по приказу царя, и этому были причины.

В 1571 г. на Москву вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Опричнина при этом продемонстрировала слабую боеспособность: часть опричников не явились на войну, так что их набралось один полк (против пяти земских полков), после чего царь принял решение разобраться с опричниками. Опричнина существовала до смерти Грозного (1584). По мнению, некоторых историков, это слово («опричники», «опричнина») вышло из употребления и стало заменяться словом «двор», а «опричник» – словом «дворовый».

Вторым колоссальным фактором растворения опричнины стала земщина. Земщина и опричнина в конце концов смешались в своих функциях, и последняя тихо отмирала. Тем более что мощным фактором становления такого общего мировоззрения стали земские соборы, первый из которых был созван Иоанном IV еще в начале его царствования в 1550 г. Это был «собор примирения», в ходе которого перед собранными «из городов всякого чину» людьми царь обещал загладить все невзгоды «лютого боярского правления».

После смерти царя Иоанна Грозного не было достойного продолжателя дела опричнины, да и сама должность (игумен Руси) ассоциировалась только с сильной царской властью. Наследник – сын Иоанна Федор, был больше монахом – «блаженным» на троне, так его называл народ. А фактическим правителем был его регент, опричник Борис Годунов.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Ему уже было не до опричнины, сводил старые счеты; многие историки склоняются к тому, что именно им были убиты царь Иоанн Грозный и его сыновья-наследники. Поэтому оставшиеся преданные опричники были преследуемы Борисом.

В дальнейшей истории Руси, при царствовании дома Романовых, были негласные установки умаления деятельности династии Рюриковичей, а значит, многие исторические события умалчивались. Польские и немецкие историки, которые писали историю Руси, вряд ли могли восхищаться этим царем, и сознательно искажали факты. Историки-либералы еще ни одно доброе слово так и не сказали об опричнине.

Изучая историю опричнины, в трудах разных историков можно найти крайне противоречивые друг другу факты и целенаправленную фальсификацию. Тема остается обсуждаемой, и в ней еще много нераскрытых тайн. Остается ряд открытых вопросов. Опричнина стала мощной, по образцу ордена, организацией, исполнила свою историческую миссию. Но почему о ней сохранилось мало фактов (письменных) того периода? Кто и зачем постарался подчищать историю? И что о ней сокрыто? Почему именно о ней столько вылито лжи? Куда, зачем и от кого спрятали опричники легендарную библиотеку Иоанна Грозного?

Востребована ли в современных условиях опричнина

В какой-то мере, но в современных формах она действительно востребована. Во главе такой опричнины, безусловно, должен стоять сильный, справедливый и благочестивый лидер! Стоит сказать, что опричнина внутри себя имела функциональные разделения, которые сейчас можно назвать как отдельные ныне действующие ведомства в государстве. Но вот самое главное, что входило в их состав, – это нравственная государственно-образующая политика. И, если это применять по отношению к народным избранникам или чиновникам, то стоит поставить перед ними в первую очередь нравственные требования. Перед тем как занять пост, кандидат обязан вести строгий аскетический образ жизни, наподобие уклада монашеской республики. Если же слуга народа не хочет принимать такие требования, значит он – не патриот Родины. На его место найдутся патриоты-энтузиасты, кто будет выполнять эти правила! Пусть это будут современные опричники, но все ради славы Божьей и Отечества – Святой Руси!

Олег Трофимов,
протоиерей, доктор богословия,
магистр религиоведения и философских наук

газета НОВОРОССИЯ №176
25 
января 2018