Симптомы и течение дизентерии


СОДЕРЖАНИЕ:
Дизентерия

Симптомы и течение дизентерии

Бактерионосительство
Патогенез

Патоморфогенез

Острая дизентерия

Хроническая дизентерия

Болезни сердца при дизентерии

Профилактика дизентерии

Лечение больных кишечными инфекциями


Страница 2 из 10
Девочке проводилась антибиотикотерапия, витаминотерапия, гигиенодиетический режим, делямблизация. В течение 42 дней (62 дня от начала заболевания) стул был неустойчивым - жидким или полужидким 2-4 раза в сутки, иногда с примесью слизи. При этом общее состояние оставалось удовлетворительным, аппетит был не нарушен и ребенок прибавил в весе на 800 г. за 28 дней. Последующие четырехкратные посевы испражнений на дизентерийную палочку были отрицательными, и ребенок переведен в группу реконвалесцентов. При дальнейшем наблюдении - общее состояние удовлетворительное, стул оформленный. Копрограмма без патологических изменений. Ректоскопическим исследованием патологических изменений со стороны дистального отрезка толстого кишечника не установлено. Реакция агглютинации отрицательная. Процент фагоцитов (64-й день с начала заболевания) к микробу Зонне 28, с фагоцитарным индексом 1,0, к микробу Флекснера 40-1,56. За 2,5 месяца ребенок прибавил в весе на 1200 г. Катамнестическое наблюдение в течение 1 года 7 месяцев показало, что в дальнейшем дисфункции кишечника у ребенка не отмечалось, 20-кратные посевы испражнений на дизентерийные микробы отрицательные. Ребенок здоров, хорошо развивается.

По характеру течения хронической дизентерии мы различали три типа. Первый тип - непрерывное течение, при котором отмечалась длительная дисфункция кишечника без выраженных обострений. После перенесенной острой дизентерии, не во всех случаях диагностированной, стул продолжительное время (более 3 месяцев) оставался патологическим. У большинства детей заболевание протекало без значительного нарушения общего состояния и основным симптомом заболевания был неустойчивый стул. Второй тип - рецидивирующее течение, при котором периоды рецидивов сменялись клинической ремиссией до нескольких недель и месяцев. По клиническому течению в период рецидивов этот тип близок к острой дизентерии, В промежутках между рецидивами общее состояние больных обычно не нарушено, стул нормальный. Третий тип - бессимптомное течение, хроническая дизентерия в этих случаях протекала почти без клинических проявлений с частой высеваемостью одного и того же дизентерийного микроба. При клиническом обследовании таких больных с применением лабораторных и инструментальных методов определялись как анатомические изменения в кишечнике, так и выраженные иммунологические сдвиги, характерные для дизентерийного процесса.

Течение непрерывной формы хронической дизентерии мало чем отличается от течения затяжной дизентерии. Прежде всего эта форма дизентерии наблюдалась у детей с отягощенным преморбидным фоном. С проявлениями рахита было 56,0% больных, на смешанном и искусственном вскармливании - 58,6% детей, 92,0% перенесли до этого различные заболевания, инвазированность гельминтами отмечалась у 82,7%, 40,0% детей были пониженного питания. Начало заболевания у 85,3% напоминало простую диспепсию. Выраженных явлений интоксикации не было. Появлялась дисфункция кишечника, жидкий стул 2-4 раза в сутки (у части детей 5-6 раз), иногда с зеленью и слизью. При бактериологическом исследовании выделялись дизентерийные микробы. У 14,7% детей начало заболевания было внезапным, у некоторых из них в виде токсической диспепсии с резко выраженным токсикозом, частой рвотой, частым жидким стулом, у группы детей заболевание сопровождалось выраженным колитическим синдромом, частым жидким стулом со слизью и кровью. Только у 16,0% больных был поставлен диагноз дизентерии, 10,7% детей направлялись с диагнозом диспепсии, энтерита и токсической диспепсии в соматические детские стационары, у 73,3% заболевание выявлялось после бактериологического подтверждения, чаще всего в детских коллективах. У 62,7% больных был выделен микроб Зонне, у 28,0% - Флекснера, у 5,3%-Бойда-Новгородской III и у 4,0% - палочка Ньюкасла. У некоторых больных констатировались нарушения со стороны нервной системы (9,0%), вялость, беспокойство, дети были капризными, часто плакали, отмечалось нарушение сна. Температурная реакция (37,4-38,6°) была только у 6,7% больных.

Наиболее постоянно наблюдались нарушения органов пищеварения - кроме дисфункции кишечника понижение аппетита зафиксировано у 14,7%, обложенный язык - у 17,3%, вздутие живота - у 34,7%, спастически сокращенная сигмовидная кишка - у 17,3% больных. Увеличение печени (3-5 см из-под края реберной дуги) было у 20,0%, селезенки (1-2 см) - только у 4,0% детей, податливость ануса - у 6,7%. При копроцитологическом исследовании всех больных только у 9,0% были обнаружены лейкоциты в количестве от 6 до 30 в поле зрения, у 1,3% - единичные эритроциты. Патоморфологические изменения слизистой дистального отдела кишечника при ректороманоскопии отмечались главным образом в виде катарального проктосигмоидита и только у части детей - в виде катарально-геморрагических изменений (10,5%), атрофия слизистой - у 5,3% больных. У 30,7% наблюдалась нерезко выраженная анемия гипохромного характера. Изменения в лейкоцитарной формуле были не типичны (у части детей нейтрофилез без сдвига влево, у других - лимфоцитоз и эозинофилез). Замедленная РОЭ у 46,7% детей. Положительная реакция агглютинации - у 63,6% больных в титре от 1 : 100 до 1 : 1600. Опсонофагоцитарная проба была положительной с процентом фагоцитов от 32,0 до 92,0 и фагоцитарным индексом от 1,28 до 4,24. Длительность заболевания до 6 месяцев зафиксирована у 29,3% больных, до 1 года - у 69,3% и более года - у 1,3% больных,

Примером легкого течения хронической дизентерии непрерывной формы может служить следующее наблюдение.

Сергей З., 2 года 1 месяц, родился в срок от первой беременности весом 3900 г., был на грудном вскармливании, развивался нормально. До настоящего заболевания перенес корь, ветрянку, пневмонию. В возрасте 1 года 3 месяцев у него появился жидкий стул до 4-5 раз в сутки с зеленью и слизью. Бактериологическое исследование испражнений дало рост палочки Зонне. Проведенное комплексное лечение эффекта не имело. Стул оставался неустойчивым, и посевы испражнений в течение 8 месяцев давали рост микроба Зонне. При поступлении в стационарные дизентерийные группы (через 8 месяцев от начала заболевания) общее состояние ребенка удовлетворительное, активен, подвижен, температура нормальная, живот равномерно вздут, сигмовидная кишка пальпируется в виде тяжа. Стул неустойчивый, жидкий или полужидкий, со слизью, 2-3 раза в сутки. Тенезмы не отмечаются. Копрограмма: лейкоциты 10-15 в поле зрения, единичные эритроциты, небольшое количество нейтрального жира, крахмала. Простейшие и яйца глистов не обнаружены (при 4-кратном исследовании). Ректороманоскопия: на протяжении 16 см слизистая неравномерной окраски, местами гиперемирована, легко ранима. Реакция Видаля с дизентерийным антигеном Зонне положительная в титре 1 : 100, с дизентерийным антигеном Флекснера - отрицательная. В последующем поставленные дважды реакции агглютинации с месячным интервалом были отрицательными. В связи с тем что ребенок длительное время получал антибиотики и у него, несомненно, были явления дисбактериоза, нами проводилось лечение созданием соответствующей окружающей среды, направленной на восстановление нарушенных механизмов защиты (сон и бодрствование на воздухе, гидропроцедуры, ферментотерапия, витамино- и диетотерапия). Состояние ребенка оставалось удовлетворительным, двукратные бактериологические исследования - отрицательными, но так как светлый промежуток с нормальным стулом продолжался только 7 дней, а затем снова появился жидкий стул со слизью 3 раза в сутки, ребенку был назначен левомицетин. После проведенного лечения стул стойко нормализовался, произошло морфологическое выздоровление. Ректороманоскопическим исследованием патоморфологических изменений установлено не было, ребенок хорошо прибавлял в весе (за месяц - на 1 кг, за 3 месяца - на 2 кг 400 г). В течение 2 месяцев ребенок находился в санаторных группах для реконвалесцентов. 18-кратные бактериологические исследования на дизентерийные микробы были отрицательными, и в хорошем состоянии ребенка выписали в детские ясли. Катамнестическое наблюдение на протяжении одного года показало стойкое выздоровление. Ребенок хорошо развивался, стул был нормальным, 12-кратные посевы на дизентерийные микробы - отрицательные. Несмотря на длительность дизентерийного процесса (10 месяцев), у ребенка двух лет заболевание протекало в легкой форме. Явлений интоксикации, повышения температуры, тенезмов, развития дистрофии не наблюдалось.

Физическое состояние детей при рецидивирующей форме хронической дизентерии было лучшим, чем у детей с непрерывным течением (с пониженным питанием было 25,4% больных, проявления рахита и остаточные явления отмечались у 33,0% детей, на раннем смешанном и искусственном вскармливании находились 48,3% детей). Однако и в этой группе больных 91,5% перенесли различные заболевания. Инвазированность гельминтами составляла 88,1%. У большинства больных (90%) было по два-три рецидива, у 10,0% детей - от 4 до 9 рецидивов, сопровождающихся у многих больных жидким или полужидким стулом от 2 до 5 раз в сутки с примесью слизи и повторной высеваемостью дизентерийной палочки. У 16,0% детей стул был со слизью и кровью до 6-7 раз, у 1,7% больных заболевание сопровождалось токсикозом, рвотой, тенезмами, температурная реакция наблюдалась у 13,5% человек (37,1-38,4°) в течение 2-3 дней. Продолжительность интервалов между рецидивами была у 90% детей от 2 недель до 2 месяцев и только у 10,0% - 3-4 месяца. У 65,3% была выделена палочка Зонне, у 33,0% - палочка Флекснера, у 1,7% - микроб Ньюкасла. Клиническая картина вне фазы рецидива или обострения была различной. Можно выделить полные ремиссии, во время которых больные практически здоровы, и неполные, сопровождающиеся некоторыми нарушениями, главным образом со стороны органов пищеварения: понижение аппетита - у 15,2%, обложенный язык - у 22,0%, вздутие живота - у 40,0%, спастически сокращенная сигмовидная кишка - у 21,2%. Увеличение печени (3-4,5 см) отмечалось у 19,0% больных, выпадение слизистой прямой кишки - у 3,4%, податливость ануса - у 5,0%. Только у 21,2% детей при копрологическом исследовании были обнаружены лейкоциты в количестве от 6 до 30 в поле зрения и у 1,7% - единичные эритроциты. Характерных изменений со стороны крови не отмечалось, у части детей (23,7%) была гипохромная анемия, нейтрофилез без сдвига влево, замедленная РОЭ (40,7%). Реакция агглютинации зафиксирована положительной у 63,6% больных, опсонофагоцитарная реакция также была положительной, в основном умеренной интенсивности. Патоморфологические изменения слизистой прямой и сигмовидной кишки отмечены у 58,0% обследованных детей. Ректоскопические изменения у большинства больных (65,6%) характеризовались катаральным проктосигмоидитом, у 20,7% - катарально-эрозивным, у 10,3% - катарально-геморрагическим проктосигмоидитом и в единичных случаях (3,4%) отмечались атрофические изменения со стороны слизистой кишечника. Как осложнение дизентерии у 17,0% больных был гнойный отит, который протекал без температурной реакции.

В качестве примера хронической дизентерии рецидивирующего течения можно привести следующее наблюдение.

Валерий Г. (1 год 6 месяцев) родился доношенным от второй беременности весом 3900 г. На искусственном вскармливании с 3 месяцев. В возрасте 1 года 2 месяцев у ребенка появился жидкий стул 4-5 раз в сутки без выраженных патологических примесей. Лечился дома, на 8-9-й день стул нормализовался, и через месяц ребенка определили в ясли. При плановом обследовании посев испражнений дал рост микроба Зонне, и ребенок был направлен как бактерионоситель в стационарные дизентерийные группы.

При поступлении общее состояние удовлетворительное. Язык обложен, влажный, живот равномерно вздут, безболезнен. Сигмовидная кишка не инфильтрирована, не спазмирована. Анус сомкнут. Печень и селезенка не пальпируются. Стул жидкий, 2-3 раза в сутки, иногда со слизью. Копрограмма: лейкоцитов 5-7 в поле зрения, простейшие и яйца глистов не обнаружены. Ректороманоскопическим исследованием установлен катаральный проктит. Реакция агглютинации с культурой Зонне положительная в титре 1:200, с культурой Флекснера - отрицательная. Ректороманоскопическим исследованием был установлен катаральный проктосигмоидит. Реакция Видаля положительная (с антигеном Флекснера в титре 1:100, Зонне-1:50), опсонофагоцитарная проба с микробом Зонне - 40% - 1,52, с микробом Флекснера - 72%-2,54. При определении чувствительности выделенного микроба к антибиотикам установлена наиболее выраженная чувствительность к левомицетину. Проведенное лечение левомицетином дало стойкую нормализацию стула и прекращение бактериовыделения. Бактериологические исследования испражнений (13 анализов) дали отрицательный результат. За месяц ребенок прибавил в весе на 1000 г и в хорошем состоянии был выписан в детский коллектив. Клинический диагноз: хроническая дизентерия, рецидивирующее течение, рахит I степени, период реконвалесценции. Катамнестическое наблюдение в течение 1,5 года показало, что в дальнейшем рецидивов заболевания не наблюдалось. Мальчик хорошо развивался, стул был нормальным, 16-кратные посевы испражнений на дизентерийные микробы - отрицательные.


При бессимптомной форме дизентерии физическое состояние детей было лучшим, чем в группе детей с непрерывным и рецидивирующим течением. Пониженное питание наблюдалось лишь у 10,4%, остаточные явления рахита отмечены у 31,2% больных, на раннем искусственном вскармливании было 48,0,% детей. Под наше наблюдение дети поступали в стационар в основном как бактерионосители (83,3%), выявленные при плановых бактериологических обследованиях в детских учреждениях в разные сроки от начала заболевания (чаще от 1 до 6 месяцев - 73,0%). Из анамнеза установлено, что 16,7% детей лечились по поводу острой дизентерии, у них был жидкий стул со слизью и тенезмами до 4-6 раз в сутки. При поступлении общее состояние детей было удовлетворительным. Отмечались некоторые нарушения со стороны органов пищеварения: обложенный язык (6,2%), вздутие живота (4,2%), спазмированная сигмовидная кишка (4,2%), податливость ануса (2,0%), увеличение печени (3-4 см из-под реберной дуги) у 10,4%. При копрологическом исследовании только у 4,2% детей обнаружены лейкоциты от 6 до 10 в поле зрения. В период наблюдения за больными у всех детей стул был нормальным. Патоморфологические изменения слизистой кишечника выявлены у 63,1 % обследованных детей. Ректоскопические изменения были следующими: катаральные - у 58,3%, катарально-эрозивные - у 16,7%, катарально-геморрагические - у 8,3% и у 16,7% наблюдалось атрофическое состояние слизистой оболочки прямой и сигмовидной кишки. При гематологическом обследовании у большинства больных анализы были в пределах нормы, у части детей (23,0%) отмечались гипохромная анемия, лейкопения (12,5%), нейтрофилез без сдвига влево (14,6%). эозинофилия (41,7%), ускоренная РОЭ (14,6%). Положительная реакция Видаля отмечена у 80,0% обследованных детей, у большинства из них со средними и высокими титрами, опсонофагоцитарная проба была положительной у всех обследованных больных. Выделение дизентерийных микробов у данной группы больных было от 3 до 16 раз с длительностью высеваемости однотипного микроба от 3 месяцев до 1 года 2 месяцев, причем дизентерийный микроб Зонне выделялся у 56,3 детей, Флекснера - у 31,2%, Ньюкасла - у 6,3, Бойда-Новгородской III - у 6,2%. Интересно отметить, что интеркуррентные заболевания (у 29,1%) не вызывали обострения дизентерийного процесса. У всех больных стул оставался нормальным.

При установлении диагноза хронической дизентерии мы в первую очередь исключали реинфекцию. Кроме того, известно, что неустойчивый стул после перенесенной дизентерии может быть следствием нарушения ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта и дисбактериоза. Явления дисфункции кишечника в этих случаях усиливаются при появлении различных заболеваний. Нередко такое состояние ошибочно трактуется как хроническая дизентерия.

Следует отметить, что перестройка организационных форм в лечении детей, больных затяжной и хронической дизентерией, в направлении госпитализации по виду возбудителя, одномоментное заполнение палат, исключающее возможность реинфекции, интеркуррентных заболеваний, этапность в лечении с созданием отделений для реконвалесцентов и санаторных групп позволили значительно снизить формирование затяжных и хронических форм дизентерии.

Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Иван Коршун

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: