Формирование личности при детском аутизме


Формирование личности при детском аутизме
В 12,5 лет после очередной ангины и снижения остроты зрения «в мальчике будто что-то сломалось». Стал рассеян, обидчив, быстро уставал, снизил успеваемость. С этим периодом связан и ряд психотравмирующих обстоятельств. Ухудшение зрения лишило его возможности осуществить свою мечту - стать военным моряком. Он вырос вместе со своей ровесницей - дочерью соседей - и дружил с ней. Но в этот период мать девочки, а затем и сама девочка, стали дурно о нем отзываться, называя его «дурачком и болваном, близорукой заразой» и высказывая пренебрежение к его скромно живущей семье (в противоположность им). Мальчик переживал все это очень болезненно и впервые обратил внимание на привычную и вынужденную меркантильность родителей. Они часто говорили о выборе «обеспечивающей» профессии и ссылались при этом на «хорошо живущую тетю». После посещения этой тети, у которой они бывали нечасто, разочаровался в ней: «Она обеспеченная, все у нее блестит от полировки и золота, но ее ничего не интересует, кроме выпить и поесть, - зачем же ей все это?!». Она стала для него, «как соседи». Осложнились и его отношения с родителями - стали раздражать «разговоры о деньгах, как будто, кроме денег, и жить незачем». Под влиянием дочери соседей - красивой и уверенной в себе девочки - изменили в худшую сторону отношение к нему и ребята. В этот, и без того насыщенный неприятностями период, был побит одноклассниками за упорный отказ курить вместе с ними. Стал малообщителен, замкнут, неуверен в себе, впервые возникли навязчивости: отряхивал брюки и стулья, на которые садился, чертил пальцем в воздухе вокруг себя символические круги, «отгораживаясь от всего плохого, грязного».

При наблюдении: немногословен, подавлен, внутренне напряжен. Яркие навязчивости описанного типа. Заявил: «Я утратил веру в человека. Раньше я был весельчаком, пустышкой, а теперь стал серьезнее, понимаю жизнь». Уверен в своей слабости, некрасивости: «Я хуже других. Кто еще так отряхивается?». Полностью осознает навязчивый характер переживаний и действий.

Соматоневрологически: умеренная асимметрия лица с правым преобладанием. Сухожильные и периостальные рефлексы оживлены. Положительный симптом Маринеску - Радовичи с обеих сторон. Вегетолабильность. Близорук.

Обследование по ABM-WISC: ОИП и НИП - на уровне средней, ВИП- низкой нормы.
По методике Айзенка: выраженный интроверт, эмоционально лабилен, искренен.

На фоне общеукрепляющих средств и малых транквилизаторов проведен курс гипнотерапии. Навязчивости значительно уменьшились и практически его не беспокоили. Учеба давалась трудно, но перешел в 9-й класс, расширил круг общения. Перед окончанием 10-го класса, когда остро стоял вопрос о выборе дальнейшего пути и предстояли выпускные экзамены, появилось навязчивое желание проверять содержимое карманов, пересчитывать предметы в них, что потребовало повторного курса психотерапии. Катамнез - 3 года: учится в институте, который «сначала не нравился, но куда я могу еще?», а потом «вошел во вкус и, знаете, это интересно». Тих, не очень общителен, несловоохотлив. Фон настроения ровный. Навязчивости не беспокоят.

Особенность наблюдения, иллюстрирующего сложный этиопатогенез невроза навязчивых состояний, состоит в своеобразном, напоминающем аутизм, изменении поведения. По существу же речь идет о невротическом, защищающем от травматизации, ограничении общения у интроверта на фоне астенодепрессивного и обсессивного синдромов.

Ранние проявления ограничений общения нередко приводят к заключению об акцентуации характера, в оформлении которой наряду с врожденными особенностями участвуют и семейно-воспитательные влияния.

Вячеслав О., 11 лет. Обратился в связи с сосанием пальца. Матери к его рождению был 31 год. Она преподает физику в вузе, любит работу, хорошо владеет собой, но внутренне переживает колебания настроения по циклотимному типу. Аналогичные колебания отмечались у ее отца, страдавшего язвой желудка. Отцу к рождению мальчика был 41 год. Он - инженер, увлечен техникой, «человек дела», справедлив, сенситивен, сдержан.

Беременность 1-я (мать ждала девочку), протекала без физических осложнений. По словам самой матери, «беременность оказывала подавляющее влияние на психику. Стала неуравновешенной, подавленной и тревожной, готова была избавиться от беременности и пережила роды (срочные, физиологические), как освобождение», однако около года еще оставалась вялой, утомляемой и несколько подавленной.

Грудное вскармливание до 8,5 мес. Тугие соски и гипогалактия затрудняли вскармливание. В возрасте 2 месяцев мать прекратила докармливать его в середине ночи. Примерно через неделю, оттолкнув пустышку, начал сосать палец и сосет его всю последующую жизнь. У матери одновременно с этим проявилась тяжелая экзема кистей рук.

Раннее психомоторное развитие без задержек и особенностей. Тяжелых заболеваний не переносил, но с 3 лет - ежегодные бронхит либо пневмония.

Мать вышла на работу, когда ребенку было 5 мес. К этому времени он хорошо ее узнавал и тянулся к ней. До 5 лет был на попечении бабушек. Воспитание носило характер выраженной гипер опеки. Был в основном среди взрослых, делавших постоянный акцент на необходимости соблюдения правил гигиены, долженствования по отношению к другим и нежелательности огорчения их. Сосание пальца у всех вызывало протест, но мать резко воспротивилась всяким попыткам насильственного характера преодолеть его - у нее «было ощущение, что если помешать ему сосать палец, то начнется онанизм».
 
В 5 лет помещен в детский сад, к которому привыкал с трудом и посещал его неохотно. Вскоре после этого начал играть с мягкими игрушками и разговаривать с ними. Лишь в 10 лет возобновил любимые ранее военные игры. С раннего возраста «избегает крикунов и командиров», дружит очень избирательно. Долго привыкал к школе, где у него не сложился круг друзей - он принадлежит к группе ребят, объединенных лишь непричастностью к другим группам в классе. Учится хорошо. К лидерству не стремится, предпочитает паритетные отношения с активными и спокойными ребятами. Любит побыть один. Всегда скучает по привычной обстановке. Ласков, но не любит прикосновений к себе. Все новое вызывает страх, от неожиданного и нового всегда отказывается - ему требуется время для привыкания. Долго боялся лифта. Боится темноты, опоздать в школу, заговорить первым, поднять руку в классе. Не переносит тона приказа и в таких случаях не подчиняется. Руководствуется своими интересами и мнениями. Критичен к себе. Откровенен лишь в доверительной обстановке. Не любит смотреть в глаза - «как-то неуютно». Часто испытывает тревогу за товарищей и тогда старается быть рядом с ними. Стесняется сосания пальца, но только при этом чувствует себя спокойно.

Обследование по ABM-WISC: ВИП на уровне средней, НИП - на уровне низкой нормы. Большой разброс в уровнях развития отдельных интеллектуальных функций.

По методике Айзенка: амбиверт, нейротизм не выражен, искренен.

По методике Розенцвейга: адекватные и дифференцированные реакции на различные типы фрустрации.

Самооценка: занижение оценки по «характеру»: «Я могу расстроить бабушку тем, что иногда плачу».

Соматоневрологически: легкая диспластичность по диэнцефальному типу. Вегетолабильность. Очаговые знаки не выявлены.

Прошел курс групповой психотерапии. В группе адаптировался в роли спокойного, ненавязчивого, готового прийти на помощь участника. Сосание пальца «стало как-то безразличнее». После летнего перерыва посещения прекратил: «Я понял, что нужно, и попробую сам».

Условия возникновения особенностей общения в данном наблюдении сложны и включают в себя сочетание детерминированных наследственностью и средой факторов. Сохранность предпосылок общения, дифференцированная эмоциональность в общении позволяют отвергнуть диагноз аутизма как психопатологического синдрома.

Структура общения при обсуждаемых состояниях принципиально отличается от структуры нарушений общения при шизофрении, шизоидных психопатиях и детском аутизме. Общение в целом, отдельные его стороны и предпосылки не обнаруживают признаков первичного повреждения или недоразвития. Нарушения общения формируются в динамике развития невротической или акцентуированной личности. Возникновение невроза невозможно вне ситуации общения и не будет преувеличением сказать, что невроз порождается внешними по отношению к личности нарушениями общения. Ответит ли личность на эту вызванную внешними обстоятельствами психотравмирующую ситуацию нарушением общения, зависит от того, является ли эта сфера общения для нее «ключевой ситуацией» и существует ли у нее установка на свертывание общения в конфликтной ситуации. Нарушения общения, проявляющиеся в клинической картине невроза, представляют собой сложный сплав причин, условий и следствий, являясь «патогенным центром» невроза. Регулятором общения становится невротический эгоцентризм, высокий эмоциональный резонанс и, главное, невротический страх, заставляющий бежать от действительности. В регуляции поведения акцент переносится с взаимопонимания как цели и результата общения на взаимопонимание как проблему, препятствующую (из-за невротического страха) общению. Избегание всего, что может поддерживать и усиливать этот спаянный с общением страх, становится устойчивой детерминантой поведения. Игры и фантазии отражают актуальные для ребенка трудности и направлены на их преодоление. Чужой взгляд, чужое внимание настораживают, вызывают тревожное ожидание и чувство неуверенности. Ребенок прячет глаза, но стоит ему поднять их, как становится очевидным, что содержательность и эмотивность контакта не только не уменьшены, но часто и подчеркнуты - он «говорит глазами». Затрудненная смена стереотипов, связанная с невротическим страхом, усиливает тенденцию избегания нового и становится препятствием на пути к преодолению страха. Эта фиксация на невротическом способе поведения замыкает круг, порочность которого нередко ясна даже младшим детям, однако непреодолима.

Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Bagssjpfousa, 13.02.2024 13:53:44
, , , ,  }}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-5523.html
https://www.bagssjp.com/product/detail-1571.html
https://www.bagssjp.com/menu/menu_product-190.html
https://www.bagssjp.com/product/detail-680.html
https://www.bagssjp.com/product/detail-3779.html
Bagssjpfousa, 19.02.2024 15:48:04
(N)!!!, , , , ,  }}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-6645.html
Bagssjpfousa, 26.02.2024 15:08:43
}}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-8282.html
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: