Текущая санитарно-просветительная работа с родителями

Страницы: 1
Ответить
Текущая санитарно-просветительная работа с родителями
 
Содержание работы. В проведении санитарно-просветительной работы с родителями должен принимать участие врач, педагог и весь средний медицинский персонал яслей.

Вся санитарно-просветительная работа с родителями осуществляется под непосредственным руководством врача яслей. Каждый занимающийся этой работой принимает в той или. иной степени участие в проведении ее как внутри учреждения, так и в семье.

Педагогу яслей в этой работе должно принадлежать первое место после врача. На его долю приходится преимущественно систематическая пропаганда вопросов нервно-психического развития и воспитания маленького ребенка. Методическую помощь в этой работе ясли получают в основном от районного и городского домов санитарного просвещения, методического кабинета по детству и от районного педиатра.

Примерный план бесед
1. Режим и его значение в воспитании ребенка.
2. Вопросы вскармливания и питания; значение правильного питания
ребенка для его развития и здоровья.
3. Организация сна, бодрствования, кормления, прогулок.
4. Гигиенический уход за ребенком.
5. Организация умывания, одевания, высаживания и пр.
6. Развитие движений.
7. Развитие речи.
8. Организация игр и занятий.
9. Воспитание гигиенических навыков.
10. О правильном обращении взрослых с ребенком и воспитании у
него положительных форм взаимоотношений со взрослыми и детьми.
11. Профилактика заболеваний (соматических и инфекционных).
Персоналу яслей следует особо фиксировать внимание родителей
на вопросе о режиме ребенка, так как основой правильного воспитания маленького ребенка является организация для него определенного распорядка жизни - режима.
Содержание санитарно-просветительной работы должно быть конкретным и целенаправленным.
Очень важно в работе с родителями уметь правильно использовать данные анализа ежемесячных медицинских осмотров текущего наблюдения за детьми, а также данные об условиях жизни и воспитания их в семьях.
Так, например, если в результате медицинского осмотра детей грудной группы выявлено, что дети плохо прибавляют в весе, врач должен самым тщательным образом проанализировать этот факт. Нельзя идти путем только пересмотра и изменения пищевого рациона ребенка, если известно, что матери стремятся к даче детям раннего прикорма или, имея полную возможность нормально вскармливать детей грудью, они не являются в ясли в положенное время для кормления ребенка, а стремятся заменить это кормление дачей сцеженного молока или дома нарушают режим кормления ребенка. В таком случае с матерями следует провести большую работу, разъясняющую им значение для жизни и здоровья ребенка материнского молока, почему важно кормить ребенка грудью, соблюдать для него строгий режим кормления. В беседе можно привести примеры правильного и неправильного вскармливания в семьях двух-трех детей данной группы и разобрать в связи с этим состояние здоровья и развития этих детей. К выбору примеров врачу надо подходить с большой тщательностью, использовать из них такие, которые показательны и достаточно убедительны.
Если персонал яслей замечает, что родители чрезмерно кутают детей или, принося детей в ясли и забирая их домой, дают им конфеты, яблоки и другие лакомства, то персонал, конечно, не может проходить мимо этого. Он обязан провести с родителями соответствующие беседы о закаливании детского организма, уделив в данном случае особое внимание рациональной одежде ребенка, а также о вреде беспорядочной дачи лакомств ребенку и т. д.
Много ценного для санитарно-просветительной работы с родителями могут также дать сведения, получаемые персоналом яслей на дому. Таким образом, учитывая динамику всех происходящих сдвигов в состоянии здоровья и развития ребенка и окружающей его среды, персонал может своевременно и конкретно помогать родителям в правильной постановке воспитания ребенка.

При проведении с родителями любого санитарно-просветительного мероприятия основной целью его является разъяснение предупредительных мер по конкретному вопросу, например по рахиту, кори, травматизму и т. д.
Если врач заранее не продумает, на каких вопросах надо заострить внимание слушателей, не составит себе твердого плана, то ему весьма трудно будет выдержать основную линию беседы, лекции и он неизбежно отклонится от темы, излишне подробно объясняя второстепенные вопросы.
Анализ содержания бесед по вопросам профилактики острых инфекций показывает, что они нередко не отвечают своему назначению, так как вопросы профилактики острых заразных болезней, как правило, не являются в них ведущими.
Так, во время индивидуального собеседования со 100 матерями, дети которых посещают ясли, более 50% женщин не могли дать ответа по основным моментам, предохраняющим ребенка от острых детских инфекций. Наряду с этим характерно отметить, что многие матери неплохо разбираются в клиническом течении отдельных острых детских инфекций, вплоть до упоминания некоторыми из них симптома Румпель-Леде, пятен Каплина-Филатова при кори и прочих необязательных и даже явно излишних сведений. Родители неплохо осведомлены о современных методах лечения, в частности антибиотиками, однако нередко наблюдаются такие факты, когда родители поздно обращаются к врачу по поводу заболевания ребенка, не придают значения контакту здорового ребенка с больным, уклоняются от прививок, нарушают правила проведения карантина ребенка на дому и т. д.
Проведение санитарн о-п росветительной работы с родителями по вопросам профилактики детских инфекций должно являться первостепенной задачей яслей.
В беседах и лекциях центром внимания должны явиться следующие вопросы.
1. Пути заражения ребенка инфекцией.
2. Что родителям надо лично соблюдать, чтобы оградить своего ребенка, а также детей, с ним общающихся, от инфекции.
3. Значение предохранительных прививок.
4. Как правильно проводить карантин ребенка на дому (по болезни, по контакту).
Остальные же сведения, как-то: признаки заболевания, клиническая картина, осложнения и пр. - давать только строго в том объеме, который необходим для усвоения родителями профилактических мер против данной инфекции.
Учитывая, что в основу беседы должны быть положены предупредительные моменты, план беседы должен быть примерно следующим.
Примерный план беседы по профилактике коклюша
1. Коклюш - острая детская инфекция.
2. Почему коклюш особенно опасен для детей раннего возраста.
3. Первые признаки заболевания. Заразность коклюшного ребенка в различные периоды болезни.
4. Как ребенок заражается коклюшем.
5. Что нужно делать родителям, чтобы оградить ребенка от заражения коклюшем.
6. Что должны делать родители, если ребенок заболел.

Рассмотренные методические приемы также вполне приемлемы в своей основе при определении содержания любой беседы, посвященной предупреждению детской инфекции (корь, дифтерия, скарлатина и т. п.).
В беседы следует включать разбор случаев заноса инфекций в ясли по вине родителей. Такие разборы являются для них хорошей школой, так как разбираются причины, из-за которых возникла инфекция в группе. Вокруг такого события создается определенное общественное мнение, что в свою очередь также оказывает большое воспитательное влияние на родителей.
Страницы: 1
Ответить
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить картинки