Методика наблюдения за физическим развитием детей
Врач должен вести наблюдение за развитием ребенка и состоянием его здоровья путем: а) клинического обследования с учетом состояния внутренних органов, развития скелета, развития мышечного слоя, внешнего вида ребенка и состояния упитанности; б) систематических антропометрических наблюдений - измерений роста, веса; в) изучения психического развития и состояния нервной системы ребенка.
Заключение о состоянии физического развития врач делает только на основании всестороннего наблюдения за ребенком, причем антропометрические данные являются важными объективными показателями динамики развития ребенка, без которых невозможно наблюдение за физическим развитием маленьких детей, в период наиболее интенсивного роста организма. Только при систематических измерениях и взвешиваниях ребенка врач будет в состоянии вовремя диагностировать начинающуюся гипотрофию и принять соответствующие меры.
О качестве ухода, питания и воспитания в детском учреждении судят по состоянию здоровья, физического и психического развития детей.
Одной из задач врача детского учреждения, особенно врача дома ребенка, является правильная организация систематических измерений и взвешиваний детей. Необходимо обеспечить точность измерений и применение единой методики, для чего нужны следующие условия:
1) овладение врачом методикой измерений;
2) наличие аппаратуры (медицинских весов, ростомеров, сантиметровых лент);
3) правильная организация измерений, их систематичность, точность методики;
4) правильный учет и регистрация результатов измерений;
5) правильный анализ полученных материалов.
В небольшом доме ребенка измерения должен проводить врач, а взвешивание - сестра группы под его наблюдением или под руководством старшей сестры. В крупных детских учреждениях, где врач не может один измерить всех детей, следует тщательно обучить технике измерений старшую сестру и педагога.
Аппаратура. Взвешивания проводят на медицинских весах; если их нет, можно приспособить обычные торговые настольные весы, укрепив на одной из чашек корзиночку или фанерный лоток, в которые кладется ребенок (вес корзиночки должен быть учтен). Измерения длины тела (роста) детей проводятся с помощью ростомера в виде столика или доски, у головного конца которой имеется барьер для упора головки. По краю ростомера укреплена сантиметровая лента (приклеена или прибита) или же нанесены сантиметровые деления, причем нулевое деление начинается от головного конца. Длина ростомера 100 см.
Рост ребенка измеряется с помощью движка - деревянной или металлической пластинки, - двигающейся перпендикулярно плоскости ростомера (линейки).
Очень важно проверить правильность сантиметровых делений на ростомере. Для этого необходимо иметь металлический метр или рулетку. Важно также, чтобы барьер был обязательно под прямым углом и довольно высок, чтобы головка могла упираться самой выдающейся частью темени и чтобы движок скользил по прямой линии перпендикулярно плоскости ростомера, не шатался в стороны и был достаточно высок, чтобы стопы ребенка могли упираться в него.
Методика измерений. Измерение роста (длины тела) в раннем возрасте проводится на ростомере обязательно в лежачем положении и с помощью второго лица. Ребенка укладывают на спину по средней линии ростомера так, чтобы голова касалась изголовья, позвоночник и ноги ребенка были выпрямлены, для чего измеряющий в момент измерения нажимает левой рукой на колени ребенка: пятки должны быть соединены и стопы согнуты под прямым углом к голени, что достигается с помощью движка ростомера.
Измеряющий стоит у ростомера таким образом, чтобы голова ребенка была слева. Помощница (сестра или няня) должна стоять у изголовья и удерживать голову ребенка в определенном положении, не давая ей двигаться в момент измерений. Голова должна быть установлена так, чтобы глазнично-козелковая плоскость была ориентирована вертикально по отношению к ростомеру. Когда ребенок фиксирован в нужном положении, измеряющий быстро доводит правой рукой движок до стоп и замечает, на каком делении остановился движок. Измерения делаются с точностью до 0,5 см.
Если у ребенка имеется значительное искривление ног (например, при рахите), следует отметить это при регистрации в виде скобок ( ) или ) (.
Очень важно, чтобы дети во время измерений вели себя спокойно, что зависит от того, как организованы измерения. Помощница должна быть заранее хорошо проинструктирована, что позволит ей проводить измерение в требуемом быстром темпе. Необходим правильный педагогический подход к детям, чтобы они не боялись измерений. В помещении, где производятся измерения, должно быть тепло.
При измерениях роста ребенка обязательно следует освобождать от одежды.
Методика взвешивания детей значительно проще, и обычно медицинские сестры легко овладевают ею. Необходимо соблюдать следующие правила:
1) обязательно регулировать весы перед взвешиванием;
2) время от времени проверять их правильность с помощью разновеса;
3) обязательно брать чистый вес, т. е. вес обнаженного ребенка.
Если в помещении тепло, ребенка обнаженным кладут на весы, где подостлана заранее вывешенная пеленка. Если ребенка взвешивают в одежде или завернутым в пеленки, нужно взвесив его, раздеть, затем взвесить все снятые с него вещи и вычесть их вес из общего веса.
Организация измерений. Измерения и взвешивания нужно проводить в точно определенные сроки. В домах ребенка следует установить такую частоту взвешивания детей: в возрасте до одного месяца - через день; 1-6 месяцев - два раза в неделю; 6-12 месяцев - один раз в неделю; 1,5-2 лет - один раз в декаду; I,5-2 лет - 2 раза в месяц; старше 2 лет - один раз в месяц. В возрасте до одного года рост детей измеряется один раз в месяц, в возрасте 1-3 лет - каждые 3 месяца.
Если ребенок болен, плохо развивается, то его, по указанию врача, взвешивают по специальному назначению так часто, как это требуется.
Нужно измерять и взвешивать каждого ребенка, когда ему исполнится 1, 2 и 3 года. Это дает большую возможность сравнивать развитие отдельных детей с нормативами, следить за динамикой их роста и делать оценку состояния их физического развития.
Необходимо, чтобы измерения и взвешивания детей проводились всегда в одно и то же время, не нарушая установленного для группы режима дня, лучше всего утром при подъеме ребенка после сна, что подостлана заранее вывешенная пеленка. Если ребенка взвешивают в вполне можно организовать в доме ребенка и в суточных группах яслей, где дети живут постоянно и утренние измерения не задерживают матерей, идущих на работу. Вся необходимая аппаратура должна быть заранее выверена и удобно расставлена, чтобы измеряющий мог свободно работать. В каждой группе измерения должны проводиться всегда в одни и те же числа месяца.
Регистрация антропометрических данных. Регистрация антропометрических данных, полученных путем измерений, должна проводиться точно и по единой установленной форме. Эти данные - необходимый элемент клинического обследования ребенка. Поэтому они прежде всего вносятся в историю развития ребенка в тот день, когда эти измерения были проведены. Затем эти данные помещают в особую графу истории развития, где последовательно отмечается каждый месяц: 1) дата измерения, 2) возраст ребенка в день измерения, 3) рост и 4) вес. На основании этих записей можно построить кривую веса и роста ребенка, благодаря чему наглядно будет видна динамика основных показателей его физического развития. Приводим пример такой диаграммы физического развития ребенка.
Кроме этих записей, определяющих динамику физического развития отдельного ребенка, необходимо иметь характеристику физического развития группы детей. Такая характеристика не только дает ценный материал врачу для обоснования различных мероприятий, но и является показателем качества работы персонала группы.
Заключение о состоянии физического развития врач делает только на основании всестороннего наблюдения за ребенком, причем антропометрические данные являются важными объективными показателями динамики развития ребенка, без которых невозможно наблюдение за физическим развитием маленьких детей, в период наиболее интенсивного роста организма. Только при систематических измерениях и взвешиваниях ребенка врач будет в состоянии вовремя диагностировать начинающуюся гипотрофию и принять соответствующие меры.
О качестве ухода, питания и воспитания в детском учреждении судят по состоянию здоровья, физического и психического развития детей.
Одной из задач врача детского учреждения, особенно врача дома ребенка, является правильная организация систематических измерений и взвешиваний детей. Необходимо обеспечить точность измерений и применение единой методики, для чего нужны следующие условия:
1) овладение врачом методикой измерений;
2) наличие аппаратуры (медицинских весов, ростомеров, сантиметровых лент);
3) правильная организация измерений, их систематичность, точность методики;
4) правильный учет и регистрация результатов измерений;
5) правильный анализ полученных материалов.
В небольшом доме ребенка измерения должен проводить врач, а взвешивание - сестра группы под его наблюдением или под руководством старшей сестры. В крупных детских учреждениях, где врач не может один измерить всех детей, следует тщательно обучить технике измерений старшую сестру и педагога.
Аппаратура. Взвешивания проводят на медицинских весах; если их нет, можно приспособить обычные торговые настольные весы, укрепив на одной из чашек корзиночку или фанерный лоток, в которые кладется ребенок (вес корзиночки должен быть учтен). Измерения длины тела (роста) детей проводятся с помощью ростомера в виде столика или доски, у головного конца которой имеется барьер для упора головки. По краю ростомера укреплена сантиметровая лента (приклеена или прибита) или же нанесены сантиметровые деления, причем нулевое деление начинается от головного конца. Длина ростомера 100 см.
Рост ребенка измеряется с помощью движка - деревянной или металлической пластинки, - двигающейся перпендикулярно плоскости ростомера (линейки).
Очень важно проверить правильность сантиметровых делений на ростомере. Для этого необходимо иметь металлический метр или рулетку. Важно также, чтобы барьер был обязательно под прямым углом и довольно высок, чтобы головка могла упираться самой выдающейся частью темени и чтобы движок скользил по прямой линии перпендикулярно плоскости ростомера, не шатался в стороны и был достаточно высок, чтобы стопы ребенка могли упираться в него.
Методика измерений. Измерение роста (длины тела) в раннем возрасте проводится на ростомере обязательно в лежачем положении и с помощью второго лица. Ребенка укладывают на спину по средней линии ростомера так, чтобы голова касалась изголовья, позвоночник и ноги ребенка были выпрямлены, для чего измеряющий в момент измерения нажимает левой рукой на колени ребенка: пятки должны быть соединены и стопы согнуты под прямым углом к голени, что достигается с помощью движка ростомера.
Измеряющий стоит у ростомера таким образом, чтобы голова ребенка была слева. Помощница (сестра или няня) должна стоять у изголовья и удерживать голову ребенка в определенном положении, не давая ей двигаться в момент измерений. Голова должна быть установлена так, чтобы глазнично-козелковая плоскость была ориентирована вертикально по отношению к ростомеру. Когда ребенок фиксирован в нужном положении, измеряющий быстро доводит правой рукой движок до стоп и замечает, на каком делении остановился движок. Измерения делаются с точностью до 0,5 см.
Если у ребенка имеется значительное искривление ног (например, при рахите), следует отметить это при регистрации в виде скобок ( ) или ) (.
Очень важно, чтобы дети во время измерений вели себя спокойно, что зависит от того, как организованы измерения. Помощница должна быть заранее хорошо проинструктирована, что позволит ей проводить измерение в требуемом быстром темпе. Необходим правильный педагогический подход к детям, чтобы они не боялись измерений. В помещении, где производятся измерения, должно быть тепло.
При измерениях роста ребенка обязательно следует освобождать от одежды.
Методика взвешивания детей значительно проще, и обычно медицинские сестры легко овладевают ею. Необходимо соблюдать следующие правила:
1) обязательно регулировать весы перед взвешиванием;
2) время от времени проверять их правильность с помощью разновеса;
3) обязательно брать чистый вес, т. е. вес обнаженного ребенка.
Если в помещении тепло, ребенка обнаженным кладут на весы, где подостлана заранее вывешенная пеленка. Если ребенка взвешивают в одежде или завернутым в пеленки, нужно взвесив его, раздеть, затем взвесить все снятые с него вещи и вычесть их вес из общего веса.
Организация измерений. Измерения и взвешивания нужно проводить в точно определенные сроки. В домах ребенка следует установить такую частоту взвешивания детей: в возрасте до одного месяца - через день; 1-6 месяцев - два раза в неделю; 6-12 месяцев - один раз в неделю; 1,5-2 лет - один раз в декаду; I,5-2 лет - 2 раза в месяц; старше 2 лет - один раз в месяц. В возрасте до одного года рост детей измеряется один раз в месяц, в возрасте 1-3 лет - каждые 3 месяца.
Если ребенок болен, плохо развивается, то его, по указанию врача, взвешивают по специальному назначению так часто, как это требуется.
Нужно измерять и взвешивать каждого ребенка, когда ему исполнится 1, 2 и 3 года. Это дает большую возможность сравнивать развитие отдельных детей с нормативами, следить за динамикой их роста и делать оценку состояния их физического развития.
Необходимо, чтобы измерения и взвешивания детей проводились всегда в одно и то же время, не нарушая установленного для группы режима дня, лучше всего утром при подъеме ребенка после сна, что подостлана заранее вывешенная пеленка. Если ребенка взвешивают в вполне можно организовать в доме ребенка и в суточных группах яслей, где дети живут постоянно и утренние измерения не задерживают матерей, идущих на работу. Вся необходимая аппаратура должна быть заранее выверена и удобно расставлена, чтобы измеряющий мог свободно работать. В каждой группе измерения должны проводиться всегда в одни и те же числа месяца.
Регистрация антропометрических данных. Регистрация антропометрических данных, полученных путем измерений, должна проводиться точно и по единой установленной форме. Эти данные - необходимый элемент клинического обследования ребенка. Поэтому они прежде всего вносятся в историю развития ребенка в тот день, когда эти измерения были проведены. Затем эти данные помещают в особую графу истории развития, где последовательно отмечается каждый месяц: 1) дата измерения, 2) возраст ребенка в день измерения, 3) рост и 4) вес. На основании этих записей можно построить кривую веса и роста ребенка, благодаря чему наглядно будет видна динамика основных показателей его физического развития. Приводим пример такой диаграммы физического развития ребенка.
Кроме этих записей, определяющих динамику физического развития отдельного ребенка, необходимо иметь характеристику физического развития группы детей. Такая характеристика не только дает ценный материал врачу для обоснования различных мероприятий, но и является показателем качества работы персонала группы.
Еще по теме:
- Специалисты подсчитали сколько лет сна теряют люди после появления ребенка
- За отказ от вакцинации детей родителей будут наказывать
- Подростки, питающиеся в фаст-фудах, учатся хуже своих сверстников
- Дети молодых матерей учатся в школе хуже своих сверстников
- Самыми счастливыми являются семьи, в которых воспитывается два ребенка
![]() |