Заболеваемость детей в школьном и дошкольном возрасте в прошлом веке


Ввиду различия в значении и распространении отдельных болезней, показатели заболеваемости не могут быть выражены одним коэффициентом. Очевидно, что нельзя давать суммарное числовое выражение заболеваемости такими разнородными болезнями, как, например, грипп и порок сердца, корь и ревматизм, воспаление почек и артериосклероз и т. п. Поэтому заболеваемость изучается обычно по отдельным группам болезней.

По данным изучения заболеваемости в г. Москве в 1937 г. можно установить, что общая заболеваемость всеми формами и группами болезней была наиболее высокой у грудных детей; у детей ясельного, дошкольного и отчасти младшего школьного возраста она снизилась на 25-30%, достигая наиболее низкого уровня в среднем школьном возрасте.

В дошкольном и школьном возрастах заболеваемость представляет ряд особенностей. На первом плане здесь стоят инфекционные и паразитарные болезни (в младших группах - острые детские инфекционные заболевания), затем болезни органов пищеварения, болезни органов дыхания и травмы (в особенности в старших группах). Наиболее устойчивой и благополучной в смысле заболеваемости была возрастная группа 10-14 лет, если не считать возрастания травматизма, болезней органов дыхания, а также заболеваний зубов.

Своевременное выявление случаев инфекционных заболеваний и сигнализация о них органам здравоохранения имеют первостепенное значение в борьбе за снижение и ликвидацию эпидемических болезней. Здесь роль педагога как основной культурной силы, ежедневно и непосредственно соприкасающейся с детьми, огромна.

С начала прошлого века в нашей стране ликвидирован ряд эпидемических заболеваний, резко снижены некоторые детские инфекционные заболевания и в особенности их смертность. Немного снизилась заболеваемость скарлатиной, дифтерией; совершенно исчезла оспа, уносившая в дореволюционной России тысячи жизней ежегодно, и т. д.

В старых руководствах по школьной гигиене авторы обычно выделяли группу так называемых «школьных болезней», понимая под ними болезни, связанные с пребыванием детей в школе. К таким болезням относили близорукость, искривление позвоночника, головные боли, нервность и другие разнообразные расстройства здоровья и их симптомы.

Однако «школьные болезни» не являются каким-то органическим свойством школы. Если неправильная мебель, плохое освещение, отопление, вентиляция, питание, нерациональная учебная система и режим вредно отражаются на здоровье школьника, то виновата в этом плохо организованная школа «для бедных» в капиталистических странах.

Школа, в которой непрерывно улучшаются материальная база и педагогический процесс, всё более является фактором укрепления здоровья детей, роста их санитарной культуры, расцвета их умственного и физического развития.

Учителям принадлежит ответственная и почётная роль передовых борцов за поднятие санитарной культуры и укрепление здоровья подрастающего поколения. Учитель работает в тесном сотрудничестве с медико-санитарными работниками.

Изучение основных закономерностей динамики состояния здоровья и физического развития детей и подростков, их заболеваемости и смертности является одной из основ школьной гигиены. Большое значение имеет для работников школы также изучение данных о физическом развитии детей, что требует более подробного рассмотрения.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: