Земельный участок для начальной и средней школы


Каждое детское учреждение, каждая школа должны иметь свой земельный участок. Этот участок необходим для проведения на нём части учебной работы (например, по физической культуре, биологии, ботанике, зоологии, географии и спортивным играм). На школьном участке возможно проведение внеклассной работы (агробиологический кружок, кружок животноводства, метеорологический кружок и др.). На школьном участке с успехом проводятся подвижные, спортивные игры, работа по санитарному делу, а также весьма многие виды детского спорта.

Важную роль имеет школьный участок для организации отдыха детей и подростков не только во время перемен между уроками, но и во внеучебное время - после занятий ив выходные дни. В летнее же время на школьном участке возможно устройство пионерского лагеря или площадки с душем, солярием и навесом для сна детей на свежем воздухе. В зимнее время на школьном участке обычно устраиваются каток, снежные горы, лыжная станция, аттракционы из снега.

В связи с этим земельный участок школы должен иметь достаточную площадь: от 0,5 до 1,0 га для начальной школы и 1,0-2,0 га для семилетней и средней школы. На одного учащегося должно приходиться не менее 30-40 кв. м площади земельного участка. При наличии свободной территории под участок школы может быть отведена большая  земельная площадь.

Участок школы или другого детского учреждения должен удовлетворять основным гигиеническим требованиям: он должен быть сухим, с почвой, легко пропускающей влагу, и с глубоким залеганием подпочвенных вод. Неглубокое залегание подпочвенных вод может привести к образованию сырости на площадке, отведённой под здание школы.

Желательно, чтобы участок школы несколько возвышался над остальной местностью и имел небольшой склон для стока дождевой воды и тающего снега. При выборе земельного участка для школы обязательно предварительное исследование грунта. В том случае, если в силу местных условий нельзя получить для здания школы вполне сухой участок, то его необходимо как следует дренировать канавами (или дренажными трубами) вокруг здания и обеспечить хороший сток в ближайший водоём. Канавы следует покрывать досками и засыпать сверху песком.

После того как земельный участок для школы избран и проведено обследование грунта, необходимо его поверхность нивелировать с целью создания ровного рельефа и исключения возможности застоя атмосферных вод.

Участок школы должен быть изолирован от шумных улиц, особенно от магистралей с большим движением транспорта, так как переход такой улицы учащимися младших возрастов может привести к несчастным случаям, а шум от движения транспорта мешает учебным занятиям в классах и увеличивает количество пыли в школьных помещениях. В связи с этим следует для школы подбирать земельные участки, расположенные по боковым улицам, движение транспорта на которых ограничено. По тем же соображениям совершенно недопустимо выбирать для школьного участка территорию, расположенную в непосредственной близости от полотна железной дороги. Расстояние участка школы от полотна железной дороги должно быть не менее 500 м.

Нельзя располагать школьное здание в непосредственном соседстве с заводами и фабриками, выделяющими вредные газы, большое количество пыли и дыма или же производящих большой шум. При выборе участка в заводской или фабричной местности (например, для ремесленного училища или школы фабрично-заводского обучения) следует учитывать направление главенствующих ветров с тем, чтобы здание школы находилось вне попадания на него дыма и газов.

Земельный участок школы должен быть обеспечен хорошей, доброкачественной питьевой водой, получаемой из водопроводной сети или же из колодца, устраиваемого на его территории.

Школа при отсутствии центральной канализации должна быть обеспечена очистными сооружениями для удаления нечистот (поля фильтрации, поля орошения, биологическая станция). Эти очистные сооружения следует устраивать вне территории школьного участка. При отсутствии возможности устройства указанных очистных сооружений применяется система люфт-клозетов.

С целью обеспечения противопожарных мероприятий школьный участок следует располагать по возможности дальше от жилых строений.

Выбор земельного участка для строительства здания школы или другого детского учреждения производится органами народного образования (или органами ведомства, в ведении которого находится учебно-воспитательное учреждение). При этом обязательно соблюдение приведённых выше гигиенических требований. Выбор земельного участка происходит при обязательном участии представителя санитарного надзора, обязанностью которого является консультация и контроль в отношении требований школьной гигиены.

Школьный участок должен иметь следующие составные части:
а) площадь, для здания школы;
б) «защитная зона» (территория, отделяющая фасад школьного здания  от  красной  линии улицы);
в) площадки, обеспечивающие физкультурно-гигиенические мероприятия (площадки для проведения гимнастики, занятий лёгкой атлетикой, подвижных и спортивных игр, для душа, приёма солнечных ванн и пр.);
г) площадки для занятий по естествознанию (огород, опытные культуры, ягодник и пр.);
д) сад для отдыха детей;
е) хозяйственный двор.

В случае наличия земельного участка значительного размера можно выделить из физкультурно-гигиенической его части особую площадь для устройства оздоровительных площадок (площадка с навесом для лежания детей на воздухе, площадка для солярия с душем и площадка для устройства на ней класса на свежем воздухе).

Если размеры школьного участка малы, то следует ограничиться основными обязательными площадками и в первую очередь «защитной зоной», физкультурно-гигиенической частью, площадками для занятий по естествознанию и хозяйственным двором.

«Защитная зона» - это расстояние от красной линии улицы до фасада здания школы. Это расстояние должно иметь ширину не менее 20м. На «защитной зоне» следует иметь зелёные насаждения, невысокие декоративные и цветущие кустарники, газоны и цветы. Желательны устройство в этой части школьного участка фонтана и установка скульптурных украшений. В этой же зоне следует установить скамейки для детей и приходящих в школу родителей.

Физкультурно-гигиеническая часть школьного участка состоит из ряда площадок - для проведения на них в тёплое время года уроков физических упражнений и внешкольных спортивных занятий. Эти площадки располагаются в глубине участка и за зданием школы, так как при этом они скрыты от улицы или проезда. С целью предохранения окон игровые площадки следует располагать от здания не менее как на 15 м. Эти площадки нельзя располагать в непосредственной близости с хозяйственным двором.

Физкультурно-игровые площадки предназначаются: а) для гимнастических упражнений со снарядами и без них; б) для проведения подвижных и спортивных игр и в) для проведения соревнований по комплексу «Будь готов к труду и обороне». На школьном
участке возможно также устройство тира, который должен быть огорожен и находиться в наиболее отдалённой части участка. Площадки для физкультурно-спортивных занятий, хотя и связаны между собой, изолируются одна от другой кустарниками. Особое внимание должно быть уделено почве площадок. Верхний слой следует очистить и снять, заменить чистым песком, чтобы в нём было меньше бактерий, так как в почве, в особенности влажной и загрязнённой гниющими отбросами, встречаются бактерии, не безвредные для человека.

Кроме того, в физкультурно-гигиенической части школьного участка или по соседству с нею при наличии достаточной земельной площади устраиваются площадки для лежания и сна детей на воздухе (в летнее время), для приёма солнечных ванн, для устройства душа и навеса. В зимнее время года эта часть участка используется для устройства катка, снежных гор, лыжной станции и пр.

Территория школьного участка, отводимая для занятий по естествознанию и для изучения передовой мичуринской биологии, может состоять из: а) площадки для гряд огорода, б) площадки для опытного цветника, в) площадки для фруктовых деревьев и ягодных культур, г) площадки для технических и лекарственных растений и д) площадки для опытных животных. Эта часть школьного участка имеет большое значение для воспитания у детей любви к природе, агрономических, животноводческих знаний и интересов, что столь существенно, особенно в сельских местностях, так как это содействует подготовке учащихся к их будущей практической работе. Кроме того, работа на свежем воздухе имеет большое гигиеническое значение.

Каждый школьный участок по возможности должен иметь сад, состоящий из различных лиственных и хвойных, а также плодовых деревьев, цветочных и декоративных кустарников и цветочных клумб. Здесь же по соседству возможно устройство небольшой метеорологической станции. На территории сада следует провести дорожки и установить скамейки со спинками.

Хозяйственный двор предназначается для подвоза к школьному зданию топлива, продуктов, а также размещения на нём сараев с запасами топлива, инвентаря и пр. В этой части участка располагаются мусорная и помойная ямы. Хозяйственный двор следует располагать на школьном участке так, чтобы с одной стороны он примыкал непосредственно к улице, к внутриквартальному проезду, но не со стороны главной улицы, на которую обращен фасад школьного здания. С другой стороны хозяйственный двор должен примыкать к «чёрному ходу» - для доставки в помещение школы топлива, для удаления из него мусора и пр. И с третьей стороны хозяйственный двор должен граничить с площадками для занятий по естествознанию, в первую очередь с огородом и с площадкой для опытных животных.
 
Площадка под здание школы выбирается таким образом, чтобы здание располагалось главным фасадом (окна классов) на южную или юго-восточную стороны горизонта. В целях наилучшей инсоляции, естественного освещения и проветривания здание школы должно отстоять от соседних, а тем более противоположных зданий на троекратном или в крайнем случае на двоекратном расстоянии, высоты противоположных или соседних зданий. Это требование не всегда осуществимо в городах со сплошной застройкой улиц. Но и в последнем случае обязательно наличие определённого расстояния между зданием школы и соседними зданиями.

Школьный участок со всех сторон должен быть огорожен изгородью. Согласно существующим правилам земельный участок школы должен быть сдан строительными организациями в полном порядке одновременно со сдачей в эксплуатацию школьного здания. Земельный участок закрепляется за школой и не может быть использован  для  других нужд.

На земельном участке школы воспрещается возводить постройки, не имеющие отношения к школе. Помимо обычной изгороди, целесообразно вокруг школьного участка устроить дополнительную живую изгородь, препятствующую проникновению на территорию школы пыли и шума с улиц.

Наличие при школе достаточного по размерам и хорошо оформленного земельного участка содействует более углублённому проведению учебно-воспитательной работы среди детей и подростков и помогает организации здорового, полноценного досуга.

Земельный участок других детских учреждений. Особенно большое значение имеет земельный участок для детского дома, поскольку дети и подростки проводят в нём большую часть суток. В основном в отношении земельного участка детского дома остаётся в силе всё сказанное в отношении участка начальной и средней школы. На участке детского дома, кроме здания самого детского дома, возводятся ещё здания для квартир педагогического и технического персонала, для бани и прачечной. Учитывая то, что в детском доме дети и подростки получают круглосуточное питание и что это питание должно быть полноценным во всех отношениях, особое значение приобретает создание при нём подсобного хозяйства, огорода, птичника, крольчатника, пасеки и других служб.

Кроме этого на участке детского дома сооружаются: сарай для хозяйственного оборудования и хранения спортивного инвентаря, навес для сельскохозяйственного инвентаря, материальный склад, пожарный сарай, водопроводная башня с водокачкой (в случае отсутствия городского водопровода), овощехранилище, продуктовый склад с ледником, навес для хранения дров, гараж для машин и конюшня, амбар для хранения зерна и сарай для обслуживания живущего при детском доме персонала. На участке детского дома устраиваются также скотный двор с навозохранилищем и жижесборником, склад кормов и сеновал под навесом.

В соответствии с этим площадь земельного участка детского дома должна быть по сравнению со школьным участком увеличена до 3-4 га, что обычно не представляет больших трудностей, поскольку детские дома большей частью устраиваются за городом - в сельских местностях. Наличие подсобного хозяйства не менее желательно и для начальных, семилетних и средних школ, имеющих при себе интернаты, так как в них необходимо обеспечить детям полноценное питание. Поэтому расширение площадей земельного участка при школах, имеющих интернаты, является естественной необходимостью.

Земельный участок санаторно-лесной школы, помимо обязательных для участка школы и детского дома составных частей, должен обязательно иметь дополнительные площадки для сна детей на свежем воздухе, солярия, душа и класса на свежем, воздухе. Размеры площади земельного участка санаторно-лесной школы должны быть аналогичными с участком детского дома.

Земельный участок – лагеря отдыха должен быть расположен в местности, богатой зелёными массивами. Особенно необходима для земельного участка пионерского лагеря близость реки, озера или иного проточного водоёма. Водоём от лагеря должен быть расположен на недалёком расстоянии, примерно 1 км с тем, чтобы дети и подростки могли его использовать для купания и водного спорта (гребля, плавание и пр.). Участок пионерского лагеря надо располагать в отношении реки так, чтобы места стока вод с ближайших производств и селений находились ниже по течению от него. Если пионерский лагерь рассчитан на 200 детей (а на большее количество детей лагерь устраивать не стоит по соображениям противоэпидемического порядка), то для его земельного участка необходима площадь не менее 2-3 га с тем, чтобы на одного пионера приходилось не менее 100 кв. м площади.

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века.


Еще по теме:


Гость, 06.12.2011 22:45:20
Это если вы забыли историю, напоминаю:

За прошедшие 50 лет прошлого века (с 1920 по 1970) площадь школьных зданий увеличилась более чем вдвое по сравнению с площадью, выстроенной за 200 предшествующих революции. Особенно широко развернулось строительство школ на протяжении второй сталинской пятилетки: за это время построено 20 607 новых школ, из них 16 353 - в сельских местностях.

За первые три года после окончания Великой Отечественной войны сеть школ Российской Федерации не только полностью восстановлена, но и расширена по сравнению с довоенным временем. В 1940 г. в РСФСР было 111 662 школы, а в 1948 г. - 117100 школ.
Согласно закону о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. количество начальных, семилетних и средних школ в 1950 г. будет доведено до 193 тыс. и количество учащихся в них до 31,8 млн. человек с обеспечением всеобщего обязательного обучения детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне.

Значение благоустроенного здания для школы неоднократно подчёркивалось в постановлениях партии и правительства о школе.

При постройке школьных зданий руководствуются требованиями школьной гигиены и педагогики.

Знание учителями требований, предъявляемых к школьному зданию и его использованию, делает их ценными участниками важной и ответственной работы по созданию ещё более совершенных типов новых школьных зданий, усовершенствованной внутренней и внешней обстановки школ.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: