Школьная доска


Классная доска является неотъемлемым оборудованием учебных помещений. Школьная гигиена рассматривает вопрос о классной доске с точки зрения гигиены зрительных восприятии, удобств письма и предупреждения засорения воздуха меловой пылью.

Школьные доски бывают следующих видов: а) настенные и б) передвижные, различных конструкций.

Школьные доски должны всегда быть насыщенно черного (темно-коричневого) цвета. Он обеспечивает наибольшую контрастность фона и изображений (меловых записей). А чем выше контрастность фона, тем лучше видна запись и тем менее напрягается зрение учащихся.

Доски из коричневого линолеума и серые потрескавшиеся деревянные доски снижают контрастность между фоном и записью и поэтому недопустимы. Записи на подобных досках (до их исправления) надо делать крупнее и жирнее.

Поверхность доски должна быть матовой и не давать отсвечиваний; возникающие при отсвечивании светлые полосы и пятна вызывают плохую видимость записей (или полную невидимость их).

Обычно сильно отсвечивают доски из нового линолеума, доски, окрашенные блестящей краской или лаком, и доски, отполировавшиеся в результате длительного употребления их. Для уменьшения отсвечивания деревянные доски надо окрашивать матовой краской.

В каждой школе должна иметься чёрная матовая краска, которой надо периодически окрашивать доски. Употребление с этой целью лака недопустимо: доски, окрашенные лаком, не только сильно отсвечивают, но и плохо удерживают на себе мел.

Доска должна быть безусловно гладкая, без западаний, волнистости, выбоин. Неровность поля доски создаёт затруднения для плавного письма и непроизвольные искажения начертаний букв и знаков, вызывающие напряжения зрения и ошибки при восприятиях у детей. При неровной доске получается неравномерная освещённость соседних участков её, что также вредно для глаз.

Уровень нижнего края классной доски над полом определяется удобством письма на той или другой высоте (соответственно росту детей) и видимостью записи всему классу. В I - IV классах доску укрепляют над полом на высоте 85 см, в старших классах - на высоте 95 см. Верхний край доски обусловливается предельной высотой, на которой удобно делать записи взрослому человеку - учителю, т. е. 215-220 см от пола.

Таким образом ширина доски (высота поля) определяется в 120-130 см: Длина доски должна быть не менее 150 см. Обычно передвижную доску делают длиною в 175 см. Настенные доски могут быть от 175 (одинарные) до 300-350 см. Настенная доска располагается посредине передней стены класса. Здесь она лучше всего видна всему классу. При расположении стенной доски ближе к окнам она сильно отсвечивает; кроме того, помещение доски на расстоянии менее 1 м от окна вызывает значительную неравномерность освещённости доски, что нежелательно с точки зрения гигиены глаз.

При приближении парт к доске на близкое расстояние (менее 2-2,5 м) ученики, сидящие сбоку, видят записи на ней под незначительным углом зрения, т. е. недостаточно чётко. Кроме того, для учеников, сидящих на удалённых от окон партах, доска сильно отсвечивает.

Помещение шкафов и глубоких витрин между настенной доской и наружной стеной, встречающееся иной раз в школах, вызывает затемнение части доски, резкую неравномерность освещённости её и поэтому является недопустимым.

Для письма на доске следует употреблять мягкий, без жёстких крупинок, белый мел, делающий чёткую контрастную запись. В случае стирания записей сухой тряпкой в воздухе класса носится большое количество меловой пыли, засоряющей лёгкие учащихся. Поэтому в учебных помещениях допустимо лишь стирание мела влажной тряпкой. Стирание записи излишне мокрой тряпкой обусловливает слабую контрастность записи (до высыхания доски), появление серого налёта на всей поверхности доски и влечёт за собой уменьшение контрастности изображения.

Чтобы избежать загрязнения пола осколками мела при письме доска любой конструкции должна иметь бортик с желобком. Весьма рекомендуется также укреплять на полу вдоль доски полосу линолеума, облегчающую влажную уборку места у доски. Наряду с влажной тряпкой у доски полезно повесить полотенце для вытирания рук, запачканных мелом. У края доски укрепляют ящик с двумя отделениями - для хранения мела и для влажной тряпки.

Для устранения загрязнения рук весьма целесообразно употребление мела в форме палочек, завёрнутых в бумагу, а также использование специальных держалок для мела. Тряпки для вытирания доски, во избежание размножения в них бактерий и другой микрофлоры, нужно ежедневно тщательно мыть горячей водой с мылом.

Наличие занавесок в классе помогает устранять вредное влияние прямых солнечных лучей, падающих на глаза детей и подростков, и в то же время позволяет предупреждать отсвечивание классных досок. Занавески должны быть без излишних складок, являющихся местом скопления пыли. Они делаются из светлого материала, легко подвергающегося стирке.

При отсутствии занавесок на окнах полное устранение отсвечивания возможно лишь при передвижных досках. Классные доски в зависимости от освещения класса переставляют так, чтобы лучи отражения шли мимо глаз учащихся. Это основное преимущество передвижных досок.


Еще по теме:


Shifilm, 21.03.2021 19:00:50
http://vsviagrav.com/ - viagra prescription
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: