Гигиенические требования при проведении школьных экзаменов


Гигиена учебно-воспитательной работы предусматривает также необходимость проведения специальных мероприятий в предэкзаменационный период и особенно во время самих экзаменов. Экзамены (или, иначе говоря, переводные испытания учащихся) являются чрезвычайно важным актом в школьной жизни, поскольку они дают возможность определить уровень знаний детей и подростков и судить об усвоении ими знаний, установленных учебными программами, обязательными для данного класса и обусловливающими переход их в следующий класс или (для оканчивающих среднюю школу) получение аттестата зрелости. Надо, однако, иметь в виду, что во время экзаменов и в процессе подготовки к ним учащиеся затрачивают весьма значительное количество энергии, что вызывает у них напряжение нервной системы.

Экзамены в тех случаях, когда они проводятся с соблюдением требований школьной гигиены, не только безвредны для здоровья учащихся, а, наоборот, они закаливают организм и повышают стойкость нервной системы детей и подростков. Конечно, при несоблюдении гигиенических требований слишком продолжительная, превышающая силы учащихся подготовка к экзаменам и неумелое их проведение могут неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья детей и подростков, особенно их нервной системы.

Необходимо учесть опыт проведения экзаменов в школе начала 20-го века и понять печальные последствия их для здоровья учащихся крайне важно, так как это поможет при проведении экзаменов в нашей школе избежать возможных ошибок и обеспечить необходимые в этом важном деле мероприятия по охране и укреплению здоровья детей и подростков.

В предэкзаменационный и экзаменационный периоды следует принимать все меры для сохранения учащимися здоровья и максимума физических и нервно-психических сил, столь необходимых им в таком ответственном деле, каким являются экзамены.

Чтобы исключить или же по крайней мере уменьшить совершенно излишние и вредные для нервной системы учащихся волнение и беспокойство, необходимо своевременно ознакомить детей и подростков с задачами и целями экзаменов и порядком их проведения. Надо так организовать предэкзаменационный и экзаменационный периоды, чтобы дети и подростки понимали смысл и значение экзаменов, как одного из естественных итоговых этапов годовой учебной работы. Как показывает опыт, такая предварительная осведомительная работа снижает волнение учащихся. Не менее существенно обеспечение в предэкзаменационный период повседневной консультации учащимся со стороны учителей по вопросам, связанным со сдачей экзаменов.

Для правильного в гигиеническом отношении проведения экзаменов необходима совместная работа школы и семьи, учителей и родителей. Учителям следует позаботиться о том, чтобы при построении внутреннего распорядка в школе так организовать время учащихся до экзаменов и в течение их, чтобы они имели действительное облегчение и не были перегружены различными учебными заданиями, не имеющими отношения к экзаменам. Давая задания учащимся по подготовке к экзаменам по отдельным предметам, следует строго соразмерять количество и характер Учебных материалов, подлежащих проверке, в соответствии с реальными возможностями детей и подростков различных возрастов. Наряду с этим должны быть сведены до минимума всякого рода общественные и иные нагрузки учащихся с тем, чтобы дать им возможность целиком отдать своё время подготовке к предстоящим экзаменам.

Весьма существенно, чтобы родители в это время особенно внимательно относились к своим детям, всячески облегчая им подготовку к экзаменам и создавая в семье наиболее спокойную обстановку для занятий и отдыха. В частности, во время подготовки к экзаменам и особенно в течение их следует предоставлять детям и подросткам возможность более длительного сна, чем это имеет место обычно (примерно на один час по сравнению с обычной продолжительностью их сна). Чтобы учащиеся могли перед экзаменом как следует выспаться, экзамены следует начинать не ранее 10 часов утра.

Экзамен должен протекать в спокойной, дружеской обстановке, исключающей волнение детей и подростков. Поэтому нельзя одобрить такую практику, когда на экзаменах присутствуют многочисленные представители различных организаций. В предшествующие экзаменам дни учащиеся должны иметь свободное время, обеспечивающее им возможность спокойной подготовки к ним. Очень важно, чтобы в эти дни дети и подростки находились, достаточное время на свежем воздухе. Нельзя допускать, чтобы экзамены следовали один за другим. Необходимо устраивать между экзаменами интервалы в 3-4 дня для того, чтобы, с одной стороны, учащиеся могли отдохнуть, а с другой - полноценно подготовиться к следующему экзамену. Учителям и родителям надо следить за тем, чтобы в процессе подготовки к экзаменам дети и подростки строго соблюдали перерывы для отдыха после 40-45 минут усиленных занятий и по возможности выходили в это время на свежий воздух, где они находились бы в движении.

В самой школе следует отвести отдельные помещения (классы) для подготовки к экзаменам учащихся, особенно тех, которые не имеют дома достаточно спокойной обстановки для занятий. Не менее существенно обеспечить в процессе подготовки детей и подростков к экзаменам педагогический контроль и помощь со стороны учителей, что имеет как педагогическое, так и гигиеническое значение, поскольку это благотворно влияет на нервную систему учащихся, повышает их жизнерадостность и является одним из средств предупреждения чрезмерного возбуждения их нервно-психической сферы.

Поскольку затраты организма ребёнка и подростка во время подготовки и проведения экзаменов значительно выше, чем в обычные учебные дни, постольку и питание их в школе и особенно в семье должно быть усилено и качественно улучшено. Усиление и улучшение питания детей и подростков в эти дни должно главным образом идти за счёт полноценных белков, жиров и витаминов (в частности витаминов А, В1 и С). Особенно существенно усиление питания полноценными жирами, так как во время подготовки к экзаменам и в дни их проведения затрачивается по преимуществу нервно-мозговая энергия.

Таковы основные гигиенические требования к проведению экзаменов. Соблюдение этих требований обеспечивает как сохранение здоровья учащихся, так и успешное проведение переводных и выпускных испытаний. Указанные выше мероприятия распространяются на учащихся и имеют в виду прежде всего вполне здоровых в соматическом и нервно-психическом отношении детей и подростков. Но в практике школы среди учащихся иногда встречаются дети физически ослабленные, страдающие туберкулёзной интоксикацией, ревматизмом и другими патологическими отклонениями от нормы, а также перенёсшие в течение текущего учебного года тяжёлые заболевания, так называемые реконвалесценты. Иногда родители, а часто и сами учителя ставят перед директором школы вопрос об освобождении таких учащихся от переводных испытаний.

Школьному врачу, директору школы и учителям необходимо относиться к каждому такому случаю с особой осторожностью и внимательностью и учитывать не только субъективные ощущения и жалобы учащегося, но и все объективные данные, касающиеся его болезненного состояния. Не всегда многократные жалобы школьника и его ссылки на плохое самочувствие отражают действительное состояние его здоровья. Наоборот, даже при мало или неясно выраженных субъективных жалобах учащегося и даже при отсутствии их объективное врачебное обследование может обнаружить явно патологические явления, настоятельно требующие облегчения его учебной нагрузки и, в частности, освобождения от экзаменов.

Больных детей и подростков, у которых, например, имеется обострение туберкулёзного процесса, угрожающее дальнейшему ухудшению их здоровья, целесообразно по указанию врача освободить от переводных испытаний в случае наличия отличных и хороших отметок в течение учебного года. Такие учащиеся могут быть в виде исключения переведены в следующий класс без экзаменов. Это же самое относится к детям и подросткам, недавно перенёсшим тяжёлое инфекционное заболевание, у которых явно выражены явления после инфекционной слабости. Чрезмерное напряжение физических и нервно-психических сил у таких учащихся в предэкзаменационный и экзаменационный периоды представляет опасность в отношении замедления процесса восстановления здоровья. Сюда также относятся реконвалесценты после тяжёлых соматических заболеваний, а также после травматические состояния, особенно если травма сопровождалась обильной потерей крови или тяжёлыми повреждениями внутренних органов.

Вопрос об освобождении от экзаменов может быть поставлен и в отношении детей и подростков, страдающих ревматизмом, малярией и другими хроническими заболеваниями с явлениями общего истощения и слабости. Особого внимания в этом направлении заслуживают дети и подростки, имеющие значительное расстройство нервной системы, особенно находящиеся в состоянии нервного истощения. Тяжёлые формы заикания также могут служить показанием к освобождению от устных испытаний.

Определение медицинских показаний к освобождению больных детей и подростков от экзаменов в основном осуществляется школьным врачом, а там, где его нет, - врачом медицинского участка. Вопрос об освобождении того или иного учащегося от переводных экзаменов решается совместно школьным врачом и директором школы. Желательно каждый случай освобождения больного учащегося обсуждать на педагогическом совете школы.

С гигиенической точки зрения нецелесообразно переносить экзамены с весны на осень, так как это в значительной мере лишает детей и Подростков летнего отдыха и может неблагоприятно отразиться на их здоровье, особенно в тех случаях, когда в течение учебного года имело место то или иное тяжёлое заболевание, ослабившее организм учащегося. Но иногда всё же приходится делать в этом отношении исключение, если, например, имеется один или, в крайнем случае, два несданных предмета. В таком случае необходимо предусмотреть для такого учащегося специальный режим, который дал бы возможность сочетать занятия по подготовке к экзамену со здоровым отдыхом и физической культурой.

При окончании школы освобождение от выпускных экзаменов по болезни неприемлемо. Экзамены в таком случае должны быть отложены до того времени, как учащийся выздоровеет и вполне окрепнет после перенесённого заболевания.

Если предэкзаменационный и экзаменационные периоды требуют столь пристального внимания учителей, школьного врача и родителей к режиму дня детей и подростков и к соблюдению ряда гигиенических мероприятий, то не меньшего внимания заслуживает и период времени по окончании экзаменов. Обычно после экзаменов период возбуждения у детей и подростков сменяется периодом некоторого упадка. Особенно это выражено у физически ослабленных и нервных детей и подростков. Чтобы не было резкого перехода от экзаменационного периода к после экзаменационному и связанных с этим переходом неблагоприятных для организма реакций, следует предусмотреть с первых же дней отдыха переход детей и подростков на новый, каникулярный, режим дня.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: