Гигиеническая организация выходного дня детей и подростков


Выходной день предоставляется учащимся для отдыха, восстановления их сил и укрепления здоровья. Поэтому гигиеническая организация выходного дня детей и подростков имеет особо существенное значение, тем более, что на практике в этом направлении иной раз наблюдается грубое нарушение требований школьной гигиены. Учащиеся нередко превращают день отдыха в день усиленных учебных занятий и чрезмерной умственной нагрузки, что, естественно, не обеспечивает им полного отдыха и восстановления сил.

В день отдыха дети и подростки должны находиться как можно больше на свежем воздухе и заниматься различными видами спорта, играми и т. п., а также участвовать в экскурсиях и туристических походах. Самое лучшее - устраивать в выходные дни загородные прогулки детей и подростков или же рекомендовать им проводить время в садах и парках, в зимнее время - на катках, снежных горах, лыжных станциях и пр.

Выходной день может быть также использован детьми и подростками для посещения театра, кино, литературного или музыкального утренника, который обеспечивает им эмоциональную зарядку, являющуюся значительным фактором отдыха. В выходной день школьнику рекомендуется читать художественную литературу, которая не только развивает, но и отвлекает его от обычных интересов и тем самым благоприятствует нормальному функционированию нервной системы. Однако не надо злоупотреблять чтением в течение всего выходного дня и следует обеспечить в режиме дня детей и подростков возможно большее время для пребывания на свежем воздухе.

Режим детей и подростков в выходной день имеет по вполне понятным соображениям отличие от режима в обычные учебные дни. В выходной день полезно дать ребёнку (подростку) возможность поспать утром несколько больше, чем в обычные дни, однако не злоупотребляя этим. Укладывание же ко сну в выходной день должно происходить, как и в обычные учебные дни, т. е. в те же часы, с тем, чтобы ребёнок (подросток) мог выспаться и на следующий день со свежей головой заниматься в школе. Весьма желательно для детей младшего школьного возраста, особенно для детей семилетнего возраста, обеспечить в режиме их дня послеобеденный сон продолжительностью в 1 час.

Школа должна иметь в поле своего зрения досуг детей и подростков в выходные дни. В эти дни должны быть категорически запрещены какие-либо учебные занятия, собрания, заседания и т. п. Выходной день должен предусматривать здоровый и культурный досуг детей и подростков, содействующий их отдыху и укреплению здоровья, а также их саморазвитию и всестороннему образованию (литература, музыка, живопись и т. п.).

Организуя досуг детей и подростков в выходные дни, необходимо обеспечить систематическое педагогическое наблюдение за их поведением и руководство всеми видами организованного отдыха.

Выходные дни детей и подростков должны иметь организованный характер не только в городе, где имеются парки культуры и отдыха, детские клубы и другие внешкольные учреждения, но и на селе, где центром всей внешкольной работы в зимнее время является школа, а в весенне-летний период - школьный участок, ближайший лес, поляна и т. п.

В нашей стране в прошлом были созданы и работали специальные учреждения для организованного проведения учащимися досуга. Это базы и однодневные дома отдыха для детей и подростков, экскурсионно-туристические станции, дома художественного воспитания, станции юных натуралистов и т. п. В настоящее время большинство этих организаций закрыто… Однако, необходимо помнить, что правильная организация выходного дня детей и подростков является залогом восстановления их сил, укрепления здоровья и закаливания организма.


Еще по теме:


Илья, 06.01.2014 19:53:30
Как то все чересчур формализовано. Надо отдыхать в выходной день и отсыпаться!
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: