Динамика физического развития и состояния здоровья учащихся сельских школ



Среди 3213 обследованных обнаружено 29 учащихся 12-16 лет с разными формами туберкулезного процесса, половина из которых состояла на учете в диспансере. Все эти единичные случаи составили менее 1% против 1,7% в 1957 году. Такие изменения соответствуют общей тенденции сокращения частоты различных форм туберкулеза среди детей.

В заключение отметим, что уровень туберкулезной инфицированности городских учащихся примерно в два раза выше, чем у учащихся сельских школ.

Относительное благополучие среди учащихся сельских школ и по существу единичные случаи заболевания туберкулезом не должны, однако, успокаивать органы просвещения и здравоохранения. Более активные и целенаправленные противотуберкулезные мероприятия в школах, работа врачей и педагогов могут способствовать дальнейшему успешному решению сложной проблемы детского туберкулеза.

Состояние ЛОР-органов. Состояние органов слуха, носа и горла совместно с нами определял специалист-отоларинголог. Выявлялось наличие и частота распространенности аденоидов, хронических тонзиллитов, отитов и прочих нарушений; отдельно фиксировались случаи гипертрофии миндалин без каких-либо клинических проявлений.

Хронический тонзиллит выявлен в среднем среди 6,6% мальчиков и 10,1% девочек. Возрастная динамика этого заболевания отсутствует - распространенность тонзиллитов, особенно у мальчиков, держится практически на одном уровне. Среди московских школьников хронический тонзиллит распространен примерно с такой же частотой, что и среди школьников села. Исследователи-отоларингологи, имея дело со специфическими контингентами детей дошкольного и младшего школьного возраста, находили среди них до 15-20% лиц с хроническим тонзиллитом.

Сдвиги за пятилетие свидетельствуют о некотором уменьшении частоты тонзиллитов в детском коллективе даже с учетом того, что эпидемия вирусного гриппа и сопровождавших ее катаров верхних дыхательных путей в 1957 году несколько изменила исходные данные.

Распространенность аденоидов, в основном первой-второй степени, составляет в среднем по всем возрастам у мальчиков и девочек 5-8%. Возраст, как обычно, существенно сказывается на частоте распространения аденоидов - среди младших школьников они встречались в полтора-два раза чаще, нежели среди старших.

За прошедшее пятилетие распространенность аденоидов среди учащихся сельских школ уменьшилась, что можно наблюдать по всем без исключения возрастно-половым группам. Это благоприятное обстоятельство, по-видимому, является следствием снижения инфекционной заболеваемости в детских коллективах.

Распространенность острого отита большей частью без понижения слуха составила в среднем 1,1% у мальчиков и 1,4% у девочек. Возрастно-половых различий отметить не удается. За пять лет произошло достоверное снижение частоты распространенности заболеваний хроническим отитам учащихся сельских школ. Это явилось, по-видимому, следствием улучшения медицинского обслуживания учащихся, более точной диагностики и качественного лечения, особенно инфекционных заболеваний (корь, пневмония, скарлатина и др.).

Распространенность остальных нарушений ЛОР-органов осталась на том же уровне, что и в 1957/58 г., ибо случаи хронического ринита при исходном обследовании относились в графу «Прочие нарушения», а случаи гипертрофии миндалин, кроме того, и в графу «Хронический тонзиллит».

Состояние зрения. При описании состояния здоровья школьников важным является характеристика состояния зрения, которое у наших учащихся, как и при первом обследовании, проверял опытный специалист офтальмолог Н. И. Гюнтер. Основное внимание обращалось на определение состояния рефракции и остроты зрения, поскольку эти функции имеют особо важное значение для школьников; отдельно учитывались дети с миопической и гиперметропической рефракцией; прочие нарушения включали астигматизм, косоглазие, наличие катаракты, бельма и пр.

Близорукость, в основном низкой и средней степени - до 3-4 диоптр, найдена в среднем у 8,3% мальчиков и 12,2 % девочек, причем у тех и других частота миопии нарастает с 4-5% у детей 7-8 лет до 18-48,7% у юношей и девушек 15-17 лет. Так же как и ранее, частота близорукой рефракции среди девочек более высокая, чем среди мальчиков, как в целом по группе (разница статистически достоверна), так и по отдельным возрастам.
 
Частота распространенности дальнозоркости в связи с возрастом учащихся не обнаруживает существенных изменений, но все же относительно чаще дальнозоркость выявляется в младших классах, что соответствует литературным данным. Гиперметропия у мальчиков составила в среднем 1,5% против 2,2% у девочек. Сдвигов в частоте распространенности дальнозоркости среди учащихся за пятилетие не наблюдается.

Среди более старших школьников прочие нарушения диагностировались несколько чаще. Основное место среди них занимали астигматизм и косоглазие.

Сдвиги в частоте распространенности близорукости среди школьников, так же как и суммарно по всем видам дефектов зрения, за пятилетний период вполне благоприятны. Величины сдвигов по группе мальчиков и девочек достоверны. Таким образом, налицо некоторое улучшение состояния зрения у сельских школьников. С введением в школах с 1956/57 учебного года новых программ учебная нагрузка несколько уменьшилась. Может быть, наметившиеся положительные сдвиги в состоянии зрения детского коллектива в определенной степени связаны с уменьшением общего объема учебной, непосредственно зрительной, работы школьников, а также с моментом чередования нагрузок, что создает условия для отдыха всего организма и аккомодационного аппарата особенно.

Состояние нервной системы. Полученные данные, хотя и не полные, позволяют с известной достоверностью характеризовать состояние нервной системы учащихся, тем более что при обследовании школьников Серпуховского района Московской области была использована консультативная помощь специалиста-психоневролога. О некоторых детях, страдающих легкими формами эпилепсии и шизофрении и лечившихся в свое время в стационарах, сведения давали классные руководители, в отдельных случаях участковые фельдшеры, иногда и сами учащиеся.

Учитывая диагностическое многообразие отдельных проявлений психических и нервных заболеваний, полученные результаты для удобства анализа были распределены по двум большим группам: органические заболевания центральной нервной системы (эпилепсия, шизофрения, олигофрения и пр.) и функциональные отклонения, выразившиеся в повышенной возбудимости, вегетодистонии и т. п. Отдельно учитывались различные дефекты речи, а также случаи энуреза среди детей начальных классов.

Функциональные нарушения нервной системы отмечены у 61 мальчика и 63 девочек, что составило 3,6% от всего количества обследованных. Относительно чаще случаи функциональных нарушений имели место у школьников 13-16 лет, т. е. в период полового созревания. Указанные отклонения и в литературе, и в педиатрической практике связывают с известной функциональной перестройкой организма в пубертатном периоде. У части детей, в основном младших школьников, временная функциональная неустойчивость нервной системы (быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, моторная возбудимость и пр.) явилась, по-видимому, следствием перенесенных в недалеком прошлом инфекционных заболеваний. Распространенность функциональных нарушений нервной системы школьников за пять лет не претерпела изменений.

Органические заболевания нервной системы были диагностированы у 17 учащихся разного возраста (0,5%).

Среди них пять человек с установленным диагнозом эпилепсии; три мальчика страдали шизофренией, находясь на учете в психоневрологическом диспансере; четыре человека имели параличи и парезы после перенесения полиомиелита; у двух школьников зафиксированы остаточные явления после гриппозного энцефалита; девочка 10 лет с парезом конечности и локальным расстройством чувствительности кожи неясной этиологии. Наконец, во II классе встретился мальчик 10 лет, страдающий по-видимому, олигофренией. Сравнительное сопоставление этих данных с исходными не показало различий.

Нарушения и неправильности речи чаще встречались среди детей начальной школы, в старших возрастах число таких учащихся не превышало 2-2,5%. Во всех возрастных группах среди мальчиков было больше лиц с дефектами речи, нежели среди девочек, что нашло отражение в средних величинах. Так, например, 4,7% мальчиков и только 2,7% девочек имели те или другие нарушения речи, менее 1/3 из которых приходилось на логоневроз.

Около половины детей 7-12 лет с дефектами произношения по физическому развитию несколько отставали от своих сверстников с нормальной речью, что корреспондирует с некоторыми литературными данными, согласно которым определенные нарушения речи могут служить дополнительным показателем отставания в физическом развитии ребенка. У школьников более старшего возраста нарушения и неправильности речи лишь в отдельных случаях совпадали с пониженным физическим развитием.

Сопоставление с исходными материалами можно было провести только по начальной школе. Так, в 1957/58 учебном году среди этих школьников было найдено 3,8% детей с неправильностями речи против 4,7% в 1963 году. Таким образом, распространенность этих нарушений в обследованных коллективах сельских школьников все эти годы держится на одном уровне, небольшая же разница обусловлена тем, что в 1963 году нами принимались во внимание и незначительные дефекты речи, как-то: легкая шепелявость, смазанность речи и пр.

В заключение следует отметить, что среди всех школьников с нарушениями речи многие, несомненно, говорят неправильно в силу так называемой педагогической запущенности, т. е. мы хотим подчеркнуть этим функциональный, обратимый характер их дефектов. Поэтому логопеду здесь широкое поле для успешной деятельности, а организационные мероприятия по планомерному внедрению логопедической помощи - настоятельная потребность сельских школ.

Дети с ночным недержанием мочи по I-II классам составили 2%, что совпадает с данными 1957 года (1,8%). Среди школьников III-V классов никтурия обнаружена у трех мальчиков, причем двое из них были с низким физическим развитием, а третий страдал ревматическим пороком сердца. Добавим к этому, что полученные данные, по всей вероятности, не отражают действительного положения, ибо встретиться с родителями школьников не представлялось возможным, а при осмотре не все дети во время бесед сообщали о своем недуге.
 
Гипофизарное ожирение отмечено у мальчика 11 лет и двух девочек 14 лет. Из других форм эндокринопатии среди девочек 13-17 лет выявлено шесть человек с увеличением щитовидной железы (струма первой, второй степени), не предъявляющих никаких жалоб, одна девочка страдала базедовой болезнью.

Единичные случаи эндокринопатии среди обследованных школьников свидетельствуют о полном благополучии в этом отношении как в настоящее время, так и пятилетие назад, когда эти расстройства отмечались также в единичных случаях. Среди московских школьников средних и старших классов эндокринопатия выявлена у 5-7% лиц, что значительно выше, чем у сельских школьников. По-видимому, относительно большая распространенность среди городских учащихся функциональных нарушений нервной системы создает и благоприятную почву для возникновения у них большего числа эндокринопатии.

Итак, состояние психонервной системы школьников обследованных сельских местностей следует признать хорошим. Среди учащихся сельских школ по сравнению с городскими учащимися меньше случаев функциональных нарушений нервной системы и эндокринопатии. За пять лет, прошедших после первого обследования, не обнаружено каких-либо существенных сдвигов в частоте всех отмеченных нарушении нервной системы.

Физическое и половое развитие учащихся. Для оценки физического развития сельских школьников, как и пять лет назад, методом вариационной статистики были разработаны основные Показатели и составлены оценочные таблицы физического развития с учетом соотношения признаков в их взаимосвязи - регрессии по росту стоя.

Предварительно по каждой возрастно-половой группе были исключены из дальнейшей статистической разработки данные физического развития школьников с определенными нарушениями состояния здоровья, как-то: ревматики, дети с различными формами туберкулеза, а также со значительными нарушениями осанки. Таким образом, в окончательную разработку вошли результаты измерения роста, веса и окружности грудной клетки 3464 школьников от 7 до 17 лет включительно, из них 1750 мальчиков и 1714 девочек.

Наполняемость отдельных возрастно-половых групп вполне достаточная, лишь группы мальчиков 7 и 17 лет, по независящим от нас обстоятельствам, оказались относительно менее насыщенными.

В связи с более ранним началом периода полового созревания девочек абсолютные величины их основных показателей физического развития в определенных возрастах превышают величины соответственных показателей мальчиков. По росту девочки обгоняют мальчиков между 11-ю и 12-ю годами (так называемый первый перекрест кривых роста), в 14 и 15 лет мальчики догоняют девочек (второй перекрест), а затем рост мальчиков значительно превосходит рост девочек. По весу первый перекрест кривых совпадает с ростовым перекрестом, второй - отстает на год, т. е. приходится между 15-ю и 16-ю годами. Показатели окружности грудной клетки девочек начинают превышать показатели мальчиков после 12 лет, обратные отношения наблюдаются между 15-ю и 16-ю годами.

Такое соотношение показателей физического развития наших учащихся полностью укладывается в «классические» схемы роста и развития детей, принятые в школьной гигиене со времен Ф. Ф. Эрисмана. За пятилетие эти соотношения не изменились, если не считать, что в 1957 году по росту девочки начинали обгонять мальчиков несколько раньше.

Из анализа величин коэффициента корреляции г следует, что по всем возрастным группам коррелятивная зависимость между ростом и весом у мальчиков и девочек высокая, между ростом и окружностью грудной клетки корреляция, как это всегда бывает, менее выражена.

Представляет интерес сравнение показателей физического развития сельских школьников за 1957/58 и 1962/63 гг. Так, почти во всех возрастах как у мальчиков, так и у девочек разница между ростом, весом и окружностью грудной клетки небольшая и статистически недостоверная. Лишь у мальчиков 15 и 17 лет и девочек 17 лет рост заметно увеличился соответственно на 3,4 см, 2,4 см и 1,9 см; вес существенно возрос только у мальчиков 14 и 17 лет (2,3 и 2,8 кг); окружность грудной клетки за пятилетие увеличилась на 1,5 см у мальчиков 14 лет и на 1,4-.1,6 см у девочек 13-15 лет.

Несмотря на наличие названных сдвигов по отдельным возрастам, следует констатировать, что показатели физического развития учащихся сельских школ за истекшее пятилетие в значительной мере стабилизировались.

Соотношение показателей роста с весом и окружностью грудной клетки, т. е. пропорции тела школьников, за рассматриваемый период существенно не изменилось.

Достаточная количественная насыщенность отдельных возрастно-половых групп и высокая их однородность позволяют рекомендовать средние величины показателей физического развития в качестве критериев индивидуальной оценки физического развития («стандартов») учащихся сельских школ центральных областей страны на ближайшие несколько лет.

Для более полной характеристики обследованного коллектива приводим распределение учащихся по уровню их физического развития. Это распределение во всех возрастах у мальчиков и девочек примерно одинаковое.

Одним из дополнительных признаков, характеризующих состояние физического развития детей и подростков, является их упитанность. В среднем по всем возрастам хорошая упитанность отмечалась в 27,6% случаев у мальчиков и в 39,6% - у девочек; недостаточная упитанность отмечена среди 7,1% мальчиков и 5,4% девочек. Девочки, таким образом, по состоянию упитанности несколько превосходят мальчиков.

Сравнение учащихся сельских и московских школ по состоянию упитанности не показало между ними различий. Так, если на селе в среднем по всем возрастам среди девочек хорошая и достаточная упитанность наблюдалась в 94,6% случаев, а среди мальчиков - 93%, то среди московских школьников - соответственно 93,7% и 95,0%. Наши данные по состоянию упитанности, особенно школьников младших классов, близки также к данным Г. П. Сальниковой, полученным ею при обследовании учащихся пос. Глухово Московской области.

Сдвиги в состоянии упитанности учащихся сельских школ за пятилетие благоприятны: уменьшилось общее количество школьников, мальчиков и девочек, с недостаточной упитанностью (разница в 3% статистически достоверна).

Половое развитие у мальчиков оценивалось суммарно по совокупности развития вторичных половых признаков. Задержкой полового развития у мальчиков считалось заметное недоразвитие вторичных половых признаков, некоторый общий инфантилизм; у девочек. Отсутствие менструаций в определенном возрасте, недоразвитие молочных желез наряду с чертами инфантилизма.
 
Половое развитие девочек протекает нормально без существенных отклонений: в возрасте 13 лет менструирует почти половина девочек (49%), в 14-16 лет более или менее выраженная относительная задержка полового развития отмечается у 4,5-5,9% девушек. Среди девушек 17 лет не было лиц с отклонениями полового развития. Такие же в основном данные приводятся в сводной работе проф. А. Г. Цейтлина о школьницах Москвы.

Среди учащихся-мальчиков положение иное: в возрасте 14- 16 лет в 10-14% случаев отмечается отставание полового созревания как по времени начала, так и по темпам. Среди юношей 17 лет процент таких случаев сокращается до 2,6.

За истекшие пять лет никаких существенных сдвигов в частоте распространенности среди учащихся случаев относительной задержки полового развития не отмечено. Таким образом, половое развитие девочек протекает вполне нормально, у мальчиков вследствие известной разновременности начала пубертатного периода относительная задержка полового развития отмечается в 10-12% случаев в возрасте 14-46 лет и в небольшом числе случае в 17 лет.

Выводы:

1. За прошедшее пятилетие в состоянии костно-мышечной системы сельских школьников заметных изменений не произошло. Продолжает оставаться достаточно высокой частота нарушений осанки и остаточных явлений рахита, около четверти школьников страдают уплощением стоп. Лишь среди учащихся начальной школы отмечено некоторое улучшение осанки. Кариес зубов распространен широко.

2. Частота функциональных нарушений и органических поражений сердечно-сосудистой системы существенно не изменилась. Значительно сократилось среди старших учащихся число лиц с повышенным артериальным давлением, что, может быть, явилось следствием определенного уменьшения общей учебной нагрузки за последние годы.

3. Сдвиги в содержании гемоглобина в крови весьма благоприятны; в несколько раз уменьшилась группа детей с относительно низким содержанием гемоглобина; более чем у 80% учащихся содержание гемоглобина превышало 11,7 гр. %.

4. Среди школьников средних и старших классов отмечается определенное снижение за пятилетие туберкулезной инфицированности. Инфицированность учащихся сельских школ примерно в два раза ниже инфицированности учащихся городских школ.

5. Некоторое улучшение отмечено по состоянию ЛОР-органов, как-то: уменьшилась распространенность аденоидов и хронических отитов. По остальным нарушениям ЛОР-органов существенных сдвигов не наблюдалось.

6. Частота распространенности близорукой рефракции, так же как и других видов дефектов зрения, за пятилетний период несколько уменьшилась.

7. Состояние психонервной системы учащихся сельских школ вполне удовлетворительное, за пятилетие не обнаружено каких-либо сдвигов в распространенности функциональных и органических нарушений нервной системы.

8. Показатели физического развития за истекшее пятилетие в значительной мере стабилизировались. В пропорциях тела учащихся существенных изменений не произошло.

9. Достаточная количественная насыщенность отдельных возрастно-половых групп и однородность собранного материала позволили разработать стандарты физического развития и рекомендовать их для индивидуальной оценки физического развития сельских школьников центральных областей страны на ближайшие несколько лет.

Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: