Брат Данила как защитник русского государства

Издвание Dailystorm  объьявило сбор средств на установку в Москве памятника главному герою фильма «Брат». Автором бронзовой скульптуры является известный художник Андрей Клыков, который объяснил почему он считает важным увековечить образ Данилы Багрова. По словам скульптора, к нему обратились члены неформальной группы «Брат Данила», которые давно вынашивают эту идею. Их понимание героя известной кинокартины вошло в резонанс с трактовкой Андрея Клыкова. «Он такой современный Иванушка, который за счастьем ходил! Иванушка в новых обстоятельствах. Такой же борец за справедливость, как и всегда. И, главное, стоящий до конца, что сейчас очень редко встречается», - говорит скульптор.

Уже в октябре московская комиссия по монументальному искусству вынесет вердикт – быть ли в столице бронзовой фигуре Данилы Багрова. Но, кажется, никаких особых возражений  последовать не должно, поскольку речь идет не о памятнике конкретному человеку из лихих 90-х с весьма широким взглядом на возможность применения насилия в непростых обстоятельствах. Нет, это будет отлитый в бронзе популярный и узнаваемый художественный персонаж, в котором публика ценит все же не удаль молодецкую и склонность рубить гордиевы узлы самым радикальным способом, а то, что он в самые тяжелые времена нашел в себе силы идти наперекор, действовать вопреки обстоятельствам, отстаивая свое право быть и оставаться русским человеком с русским мироощущением и системой ценностей.

Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий написал в своем Telegram-канале, что поддерживает этот проект и из текста, опубликованного Dailystorm (https://dailystorm.ru/news/sluckiy-posodeystvuet-ustanovke-v-moskve-pamyatnika-danile-bagrovu), можно понять, что парламентарий готов внести часть средств на установку памятника. Интересно, что, оценивая проект как хороший, депутат делает оговорку: «Конечно, Данила Багров — не герой войны, не врач, спасший многие жизни, и не государственный деятель». Имеется, по всей видимости, в виду, что киллера из 90-х, довольно сложно поставить в один ряд с людьми, чей героизм не вызывает ни малейших сомнений. Но, по мнению Слуцкого, брат Данила живет в народной памяти потому, что «он стал портретом эпохи, в которой все мы когда-то жили».

И эпоха эта, пишет парламентарий, была «тяжелой и даже жуткой, но в то же время интересной, романтичной, прорывной». Такой взгляд на 90-е нелецеприятен и точен. Исторический разлом, в результате которого страна пыталась жить по чуждым рецептам, поднял со дна самую низкопробную человеческую муть, привел к власти людей предельно циничных, грабительски растащивших гигантские богатства России России. Криминалитет плотно вошел в жизнь каждого – бандиты диктовали правила игры на всех уровнях, начиная с киоска у метро и заканчивая участием в управлении индустриальными гигантами и нефтегазовой системой. В этом бесконечном калейдоскопе насилия, низости, сломанных человеческих судеб действительно оставалось место для серьезных свершений.

Из тех же 90-х родом отечественный бизнес, который строился не на уведенных у государства активах, а на частной инициативе, желании создать что-то свое в условиях, когда вдруг стало можно все. Полное отсутствие регламента и законодательная неразбериха позволяли деловым, цепким и умным людям поднимать собственное дело с нуля до значимого уровня в очень короткие сроки.

Что касается романтики, упомянутой Слуцким, то Данила Багров – это ведь не обычный бандос, который рубится за бабки, вольготную жизнь, желает отнять у людей последнее. Брат Данила стоит за правду, используя те способы борьбы, которые только и предлагало то время. Он полон презрения к потребительской западной культуре, которая в 90-е была поднята на знамена идеологами либеральных реформ. Деньги для него тоже не имеют никакого значения. Русский Робин Гуд – жестокий. беспардонный, стремительный, разом рубящий концы. Фильм как раз и стал художественным событием в силу того, что в нем жестокость и кровь присутствуют не как самодостаточные и в силу этого имеющие право на существование знаки времени, а как то, что преодолевается пробивающимся сквозь них животворным источником русской правды.

То, как Данила легко бросает вызов смерти, демонстрируя, что для русского человека жизнь – не главное, тоже является типичнейшим архетипом национальной культуры. Так что поддержка проекта активистов из группы «Брат Данила» и скульптора Андрей Клыкова сот стороны человека, представляющего интересы государства, кажется вполне осознанной и многозначной инициативой.  Несмотря на то, что персонаж фильма кажется антисистемным героем, на самом деле он отстаивает глубинные основы русской жизни. Те, к которым после завершения ельцинской эпохи, вновь начала разворачиваться Россия.

Андрей Бабицкий,специально для Novorossia.su

Темы: