Меркель и Макрон: Встретились два одиночества

Намеченные в ходе переговоров под Берлином лидеров ФРГ и Франции планы слишком амбициозны, чтобы быть реализованными в обозримом будущем, тогда как дьявол скрываются в деталях

Состоявшиеся под Берлином переговоры канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона увенчались согласием лидеров двух ведущих европейских стран по широкому кругу важнейших вопросов, но оставили у наблюдателей ощущение, что до практической реализации большинства принятых решений дело не дойдет. Речь идет о создании общего бюджета еврозоны, европейского стабилизационного фонда по преодолению последствий безработицы на случай тяжелых экономических кризисов, Европейского совета безопасности, проведении общеевропейской политики по предоставлению убежища и миграционным вызовам. В преддверии саммита ЕС в конце июня Меркель и Макрон договорились обсудить и проработать эти вопросы, реализация которых, если с этим согласятся другие члены ЕС, займет годы, когда обоих этих лидеров уже не будет у власти.

Макрон и Меркель озвучили амбициозные планы, которые в лучшем случае могут быть реализованы в будущем лишь частично. Им, как опытным фокусникам, удалось создать видимость того, что судьба объединенной Европы - в надежных руках, и никаких разногласий между Германией и Францией на этот счет уже нет, что лидеры двух стран их преодолели. Поскольку эти политики представляют ведущие страны ЕС, их позиция по общеевропейским проблемам напрямую касается России, у которой с ФРГ и Францией существуют и тесные двусторонние отношения. Поэтому всё, о чем говорили Меркель с Макроном, представляет для нас интерес, как и понимание того, чего от них можно, а чего нельзя ожидать.

Общий бюджет еврозоны?

На совместной пресс-конференции канцлер ФРГ Ангела Меркель объявила об уступке президенту Франции Эммануэлю Макрону относительно создания общего бюджета еврозоны. Это была старая идея Парижа создать для себя за немецкие деньги на основе ЕС супергосударство в Европе, которое для начала нуждается в общем бюджете. «Мы поддерживаем создание бюджета еврозоны», - заявила Меркель. Она назвала эту договоренность "хорошим решением". И не зря, потому что, фактически, никакого общего бюджета у сообщества не будет, коль скоро его планируется создать в рамках уже существующих структур ЕС и использовать, прежде всего, для более активного инвестирования в экономику стран валютного сообщества с целью ее укрепления перед лицом кризисов.

Меркель

Канцлер ФРГ Меркель сделала вид, что уступила французскому президенту Макрону: "Мы поддерживаем создание бюджета еврозоны". 

Как видим, речь идет вовсе не об отдельном бюджете, а выделении на "черный день" дополнительных финансовых средств, что в любом случае придется делать Германии и не только после выхода Британии из ЕС. Как говорится в принятом по итогам заседания германо-французского совета министров документе, бюджет еврозоны должен появиться "с целью повышения конкурентоспособности, выравнивания и стабилизации ситуации в зоне евро" "в рамках ЕС". И не со следующего, а с 2021 года, когда Меркель не будет у власти в ФРГ, а политическая ситуация в этом экономическом локомотиве сообщества может радикально отличаться от нынешней. Поэтому не важно, каким способом в этот бюджет будущего будут поступать деньги (планируется что "за счет национальных взносов, налоговых поступлений и средств ЕС"),  если под большим вопросом сама реализация этой идеи. Она в любом случае слишком сложна для практического применения, если, согласно договоренности Берлина и Парижа, стратегические решения по бюджету еврозоны будут принимать государства валютного сообщества, а решения по расходам будут находиться в компетенции Еврокомиссии. В такой ситуации удается хоть как-то передвигаться только сороконожке.

И другие чудесные форматы

Запланированное расширение Европейского стабилизационного механизма ESM – реально. Но об этом можно было специально не договариваться на немецко-французском междусобойчике, поскольку кризисы в еврозоне и ЕС из-за серьезнейших проблем с задолженностью отдельных стран, особенно Италии, неизбежны, и нужно заранее позаботиться об их спасении путем создания при решающем немецком участии общеевропейского кошелька, чтобы спасти заодно и всех остальных от неизбежного эффекта домино. Эту же цель преследует план "создания европейского стабилизационного фонда для борьбы с безработицей на случай тяжелых экономических кризисов". Эту проблему изучит франко-германская рабочая группу, которая "до саммита ЕС в декабре 2018 года представит конкретные предложения". В общем, договорились договариваться. Правда, в обозримом будущем вряд ли удастся договориться о появлении в ЕС единых правил банковской системы, о чём тоже условились, потому что различия между странами сообщества не удастся стереть так быстро.

У идеи создания Европейского совета безопасности, безусловно, есть перспективы, хотя и очень отдаленные, поскольку в этом заинтересованы не только Франция и Германия. Армии европейских стран настолько ослаблены, что большинство из них реально заинтересованы и в проведении общей оборонной политики, и в совместной разработке вооружений, и проведении военных учений в рамках ЕС на пути создания евроармии, без которой сообщество не будут воспринимать всерьёз. НАТО для этого не подходит, так как там верховодят американцы, которые все более враждебно относятся к ЕС, видя в нем не только экономического, но и потенциально геополитического конкурента.

Главная проблема – нелегальная миграция

Меркель и Макрон договорились о необходимости солидарности и введения одинаковых стандартов во всех странах ЕС в отношении приема мигрантов и "беженцев", хотя толка от этого мало – треть стран ЕС категорически отказываются принимать мигрантов по квотам Брюсселя, указывая, в том числе, и на прожектерский характер этой идеи. Лжебеженцы и сами не хотят отправляться в Польшу, Венгрию, Словакию, даже Чехию, и не только потому, что там их не желают видеть, а главным образом потому, что им хорошо известно: уровень жизни, объем доступных социальных благ и степень "толерантности" в Германии, Швеции и других богатых странах ЕС в разы выше. Поэтому "договоренность" Меркель и Макрона по этой щекотливой теме почти ничего не значит. Также как и их пожелания насчет того, что необходимо усилить миссию "Фронтекс" по контролю внешних границ Евросоюза, создать на её основе "настоящую европейскую пограничную полицию",  и что следует также устранить причины нелегальной миграции.

Первый вопрос решается просто: пограничникам ЕС следует дать команду охранять границы ЕС от "нелегалов", а не помогать им в их пересечении. И то, что такой команды пограничной страже пока не дают, говорит больше о реальной позиции на этот счет Меркель и Макрона, чем их слова. Решение второго вопроса от них очень мало зависит: на разветвленную помощь на нужды развития стран Азии и Африки денег у них нет.

Меркель и Макрон

Меркель и Макрон своей миграционной политикой раскалывают Европу, заявляя на словах, стремятся к обратному

О том, что эту сложнейшую и важнейшую для Европы проблему Меркель и Макрон сами решать не хотят и не желают позволить делать это другим странам ЕС, читаем в совместном заявлении: "Германия и Франция приняли решение добиваться европейских решений, которые сегодня важны, как никогда прежде. Односторонние, несогласованные меры будут способствовать расколу Европы, разобщению населения и будут угрожать шенгенской системе". Они утверждают, что "если страны-члены начнут действовать в одностороннем порядке, это может привести в целом к … росту миграции в Европу".

Стремление Берлина и Парижа работать над созданием общего миграционного ведомства ЕС, "которое бы гармонизировало практику предоставления убежища в странах-членах и отвечало за процедуру рассмотрения заявок на внешних границах Евросоюза", это перспектива отдаленного будущего, не имеющая никакого практического значения.

Ярким примером ни к чему не обязывающего прожектерства, которым занимались Меркель и Макрон, являются фразы из совместного заявления: "Мы нуждаемся в европейской дискуссии относительно создания новых форматов", "нам следует также изучить возможности прибегать к мажоритарному голосованию в сфере иностранной политики и общей безопасности, что должно быть сделано в рамках более широких дебатов"… Или: "Продолжать консультации с населением относительно будущего Европы, чтобы поддерживать тем самым демократические дебаты"…

Неизбежный провал грандиозных планов Меркель и  Макрона стал очевиден после того, как премьер-министр Баварии, представители которой в федеральном правительстве вот-вот из него выйдут, погрузив Германию в очередной политический кризис, Маркус Зёдер (ХСС) выступил решительно против планов канцлера ФРГ и французского президента о создании общего бюджета еврозоны.

"Мы сейчас не можем запускать дополнительные теневые бюджеты или пытаться ослабить стабильность валюты", - заявил Зёдер перед встречей с симпатизирующим баварцам канцлером Австрии Себастьяном Курцем. Он предостерег Меркель от попыток шантажировать непослушные страны-члены ЕС урезанием финансовой помощи со стороны Брюсселя, если те будут продолжать отказываться принимать нелегальных мигрантов, так как это "две разные сферы".

Таким образом, продемонстрировав единство взглядов и сделав вид, что уладили имевшиеся проблемы, Меркель и Макрон нисколько не подвинулись к обретению европейского единства и вряд ли смогут спасти от провала очередной саммит ЕС, главной темой которого будет  нелегальная миграция. За ним последует политические перемены в Германии, в результате чего амбициозные планы Макрона по созданию в Европе по лекалам глобалистов супергосударства в очередной раз повиснут в воздухе на неопределенный срок.

Латышев Сергей

Темы: