Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет!

Несостоявшемуся правителю России, адмиралу Колчаку, приписывают высказывание: «Не трогайте артистов, кучеров и проституток – они нужны при любой власти». Если это правда, то Колчак, открыто называвший себя кондотьером (то есть, лицом, действующим в интересах иностранных нанимателей), знал о чём говорил, ибо и сам был из продажной породы «мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский».

Но сейчас речь не о нём, а о представителях одной из перечисленных им категорий. О певцах и певицах ртом, для которых лучше петь или жевать, чем говорить своими словами на людях.

Из Одессы сообщают: приехавшая на гастроли Лайма Вайкуле перед концертом отвечала на вопросы украинских журналистов.

Как известно, всем заезжим знаменитостям из России или стран бывшего СССР, желающим немножечко заработать в Стране Вечнозелёного Укропа, местные СМИ предлагают пройти процедуру своеобразного «каминг-аута», ответив на стандартный вопросник «свой – чужой».

Укрожур: «Если бы вам предложили посетить с гастролями Крым, вы бы согласились?»

Вайкуле: «Нет. Нам запрещено. Нам, европейцам. Я туда не поеду, какой бы гонорар мне ни предлагали».

Укрожур: «Как вы относитесь к «черным спискам» артистов в Украине?»

Вайкуле: «Я все время говорю, что артисты – это дети. Дети могут черт-те что выкинуть. И артисты тоже. Они настолько отняты от всего реального. И нельзя трогать детей и артистов. Они неадекватно все воспринимают. И этих детей, в какие-то списки… ну куда?! Они если и попали куда-то, то только потому, что не понимают, что происходит».

Укрожур: «У вас есть ностальгия по СССР?»

Вайкуле: «Нет и нет! У меня нет и не может быть ностальгии по СССР! Я счастлива, что все это разрушилось. Хотя было тяжело. Может, это и вам предстоит в Украине. В 90-х я увидела человека, у которого вместо обуви были зимой газеты. Переход был очень тяжелым. Я в политике ничего не понимаю, но если вы вступите в Евросоюз… Я знаю, что любой переход очень сложный. Мы прошли это. В Латвии десять лет была нищета. Но сегодня мы счастливы».

И далее, не сдерживая поток сознания: «Какое счастье сегодня для молодых исполнителей! Взял, снял на телефон и выставил свое творчество в интернет. Раньше даже мечтать об этом нельзя было! Были худсоветы. Я была невыездной. Министерство культуры СССР отправляло меня на международный конкурс, а в это же время другие инстанции говорили, что мне нельзя ехать. Это был такой ужас. Не знаешь, что одеть. Не знаешь языка. Ты как щенок, выброшенный в воду. Поэтому у молодых сейчас такое счастье. Они не понимают, какие они счастливые. Для них все двери открыты. Люди мира!»

Что ж, вне всякого сомнения «каминг-аут» Вайкуле состоялся! «Певица из Европы», однозначно, прошла тест и отныне достойна зарабатывать деньги на летних площадках и кабаках послемайданной Украины.

Непонятно только, почему толпам евродепутатов, бывшему премьеру Италии Берлускони, германской группе Scooter, знаменитому сербскому режиссёру Кустурице в Крым приезжать можно, а Вайкуле внезапно нельзя. Или Берлускони с евродепутатами менее европейцы, чем певица из латвийского хутора?

А ведь два года назад, на камеру, «певица из Европы» как дышала, как дышала… В 2016 году Вайкуле посетила с длительным концертным «чёсом» Киев, Харьков, Одессу, Львов и Днепропетровск, и в интервью телеканалу 1+1 рассказала, что «аполитична» и не будет «менять свое мнение или обделять своей любовью кого-нибудь из-за политики».

Впрочем, накануне до того самого «чёса», Вайкуле на пресс-конференции очень храбро послала к чёрту российскую журналистку, задавшую ей невинный вопрос о том, каким образом были выбраны города для гастролей и не связано ли это  с чем-то личным.

Из чего следует, что «онажеевропейка» не боится последствий, оскорбляя российских журналистов, но вполне лояльна к укрожурам с их дебильным вопросником из боязни потерять доступ ко второй по нажористости эстрадной площадке бывшего Союза.

Собственно, удивляют не сами ответы Вайкуле украинским журналистам, а то, что они не были заданы ей раньше. По-видимому, два года назад в Неньке сочли хамоватую реакцию певицы на российской пресс-конференции достаточной для доступа к украинской «капусте».

Что касается «ненавижу СССР», то Вайкуле следовало кричать об этом раньше, когда она, дочь рижского рабочего и продавщицы, пробивалась на сцену через ДК радиозавода ВЭФ. Или работая в варьете ресторана «Юрас перле». По-видимому, Вайкуле считает, что она, дочь латышских пролетариев, могла бы состояться, как эстрадная артистка, в современном латвийском хуторе, выложив свои песни, снятые на камеру смартфона, в интернете.

Жаль, что Вайкуле сегодня не 16 лет, а то хотелось бы посмотреть на рождение «звезды».

Остаётся невыясненным всего один вопрос: почему в СССР мы знали большое количество латвийских актёров, писателей, кинематографистов, композиторов, а сегодня, когда всё так легко и просто, вся культура Латвии представлена советскими «динозаврами» Раймондом Паулсом и Лаймой Вайкуле? Почему латвийская группа Zodiac из года в год на разные лады переигрывает свои советские хиты? Куда попрятались молодые таланты?

Будем честными: если бы не внешность и счастливый случай (экспериментальный интерес Паулса и Резника), так бы и пела Вайкуле своим комнатным вокалом в ресторанном варьете переведённые на латышский язык западные хиты.

Замечательно и то, что «невыпускная» Вайкуле почему-то ездила на международные конкурсы, представляя СССР. Правда, уже будучи известной артисткой, а не «звёздочкой» рижского варьете. В период варьете «бедная Лайма» «засветилась» в эпизодах нескольких полнометражных фильмов Латвийской киностудии. Для многих начинающих – это хорошая возможность быть замеченным.

Нет, может, в Минкульте СССР чего-то не понимали, раз не выпускали на международные конкурсы ресторанных лабухов? Может, лабухи лучше профильного министерства всё знают?

И как объяснить досадный провал Вайкуле, уехавшей в начале «святых девяностых» покорять сначала Америку, а потом и Японию, находясь в зените всесоюзной славы? Не просто ведь уехала, как Агузарова, бросив всё и ринувшись в омут с головой. У Вайкуле имелся в активе заинтересованный американский продюсер, инвесторы, были какие-то записи, выступления. Даже в американской прессе Вайкуле раскручивали как «советскую Мадонну», что было, мягко говоря, сильным преувеличением.

И что? Да ничего. Вернулась Вайкуле назад, крепко разочарованная «страной огромных возможностей».  Карнеги-холл не дался в руки – пришлось выступать на одной сцене с Лещенко и Винокуром, позиционируя себя то «российской», то «латвийской певицей», в зависимости от аудитории.

Замечательно и то, что задававший Вайкуле неудобные вопросы укрожур считает «европейскую певицу» «исполнительницей для пенсионеров, тоскующих по «совку».

В чём-то укропчик прав. В том смысле, что всё лучшее, что было в творчестве Вайкуле, осталось в «проклятом прошлом». Все эти «ах, вернисаж» и прочее «скрипач на крыше». Да и на поверку оказалось, что те самые песни, которые сделали Вайкуле знаменитой, были написаны специально для Аллы Пугачёвой, но Примабелладонна советской эстрады отказалась их исполнять, посчитав ниже своего уровня.

Как говорили в тогдашних «околозвёздных» кругах, «подобрала за Пугачёвой». Тем не менее и это считалось крутым достижением.

Всё, что было у Лаймы Вайкуле после СССР, – это компенсация «европейским шиком» откровенно слабого репертуара, исполненного слабым вокалом. Кому-то нравилось. Как в старом грузинском анекдоте: «нэ нада петь – проста хады по сцена туда-сюда…»

Не прошла мимо внимания укрожура и корявая попытка Вайкуле выдать своих российских коллег за дурачков и неадекватов в ответ на вопрос о «чёрном списке». Дескать, российские артисты, приезжающие с концертами или в частном порядке в Крым и Донбасс, «ничего не понимают в происходящем». В данном случае даже комментарии излишни. Просто хочется сказать заветное: отвечайте только за себя!

Интересно, что «незалежность» Латвии внесла свои поправки и в репутацию Лаймы Вайкуле. Националисты, захватившие власть на её родине, считают певицу «пособницей оккупантов». Карьера в Европе и США не сложилась, в связи с чем «европейская исполнительница» вынужденно кочует по эстрадным площадкам республик бывшего СССР.

Судя по тому, что о Вайкуле в последние годы почти ничего не слышно, её карьера и, как следствие, источники материальных благ, близки к обнулению. Наиболее умные из «сбитых лётчиков» очень трепетно относятся к источникам заработка, тщательно обходя вопросы политики и выработав ответы на ЧАВО вместе с линией поведения.

Как говорил кто-то из знаменитых американских рокеров, «политика мешает заработку». Цинично, но честно, по крайней мере.

В конце концов – невелика потеря. В Крыму как-нибудь переживут отсутствие Лаймы Вайкуле. Более того. На полуострове спокойно отнеслись бы и к тому, что Вайкуле тщательно избегает крымских гастролей, если бы она воздержалась от громких заявлений. Но раскрыв рот в Одессе, «европейская певица» выбрала сторону, встав на усеянный граблями путь Макаревича. Теперь перед артистами с «точкой зрения» широко открыты ворота для «чёсов» по Украине, но возникают проблемы с кассой в России.

Судя по реакции в прессе и соцсетях, вышедшей в тираж Вайкуле ещё предстоит узнать вкус «доширака» с магазинными сосисками. Певица как-то успела позабыть, что в Мордоре она, «европейка», живёт на правах лимитчицы.

В заключение, процитируем впечатления укрожура от одесского концерта Вайкуле: «Как и ожидалось, значительная часть публики была 50+. Блестели лысины и белели почтенные седины. Под дородными телесами вибрировал пол. Конферансье с ужимками свадебного тамады рассказывал о достоинствах мясокомбината. Лайма если и опоздала, то только на минуту и сразу начала с хита: «Еще не вечер, еще не вечер…» Почтенная публика млела…»

И в самом деле: ещё не вечер. Спонсор концерта мясокомбинат – это ещё какой-никакой уровень, есть куда падать. Дальше будет конкуренция со Спалахуйкой, выступающей на открытии секонд-хендов, а там и до выступлений во львовских рюмочных за еду рукой подать…

 

Александр Ростовцев