Тонзиллэктомия


Возможно, в детском возрасте нет другого такого оперативного вмешательства, которым так много злоупотребляют, как тонзиллэктомия. От удаления миндалин ожидают прекращения целого ряда таких патологических процессов, в деле возникновения и поддержания которых миндалины не играют роли. Однако, нельзя впадать также и в ошибку пассивности. Тонзиллэктомия, проведенная по соответствующим показаниям, является безопасным и эффективным методом лечения. С кардиологической точки зрения приходится рассматривать несколько вопросов в отношении показаний к удалению миндалин. Какую роль играют миндалины в деле возникновения ревматической лихорадки и ревматического кардита? Можно ли удалением миндалин предупредить возникновение ревматического кардита или рецидивов? Что делать с миндалинами тогда, если инфицированные миндалины или ткани вокруг них поддерживают септическое состояние, бактериальный или аллергический кардит? Какова роль миндалин при врожденных заболеваниях сердца и возникших давно, приобретенных пороках в деле поселения возбудителей в области аномалии развития или рубца (септический эндокардит)?

На первый вопрос ответ во всей мировой литературе один и тот же. В самой первой фазе ревматической лихорадки тонзиллит является постоянным симптомом, но за возникновение болезни ответственны не миндалины. Тонзиллит является только ранним частным явлением ревматической лихорадки. Частота последней также независима от миндалин. Наблюдения, проведенные на многих тысячах детей, подтверждают, что ревматическая лихорадка нисколько не встречается чаще у таких детей, у которых миндалины не удалены, чем у детей, у которых перед этим была проведена тонзиллэктомия.

Однако, в деле затягивания излечения ревматической лихорадки, возникновения новых рассеиваний и рецидивов, при определенных условиях миндалины могут играть роль. Они имеют то же самое значение, как очаги другой локализации. Рецидив вызывается не каким-нибудь специфическим возбудителем, находящимся в миндалинах, а - как мы это изложили при общем описании этой болезни - очаг, находящийся в любом органе, поддерживает за счет аллергических процессов уже возникший специфический ревматический процесс или же вызывает его вспышку. Таким образом от удаления миндалин у ревматических детей можно ожидать лечебного или профилактического эффекта лишь тогда, если миндалины действительно являются очагом болезни. Для этого требуется, чтобы они действительно были больными или чтобы в анамнезе фигурировали имевшие место раньше тонзиллиты. В таких случаях миндалины нужно удалить. Иначе обстоит дело, если миндалины здоровые и у ребенка предварительно не было тонзиллита. Опыт, приобретенный на громадном материале, доказывает, что число рецидивов нисколько не меньшее у детей, подверженных тонзиллэктомии, чем у тех детей, здоровые миндалины которых не были удалены.

Дальнейшим вопросом является то, когда удалить больные миндалины. Общий правилом является то, что миндалины можно удалять только в стадии покоя ревматической лихорадки, в стадии мягкого рубца. РОЭ, количественная и качественная картина крови должны доказать неактивность процесса ревматической лихорадки. В это же время нужно излечить также и все другие очаги, которые могут играть роль в поддерживании болезни (придаточные полости, зубцы и т. д.). Тонзиллэктомия, проведенная в острой или подострой стадии ревматической лихорадки может значительно ухудшать состояние ребенка или приводит к новой вспышке процесса. Бывает, что при затягивающейся подострой форме мы не придерживаемся столь строго этого правила. Если поддержка отдельных симптомов вызывается больными миндалинами и после возникновения ревматической лихорадки отдельные симптомы, в первую очередь проявление со стороны суставов, не исчезают даже за 6 месяцев, в лечебном учреждении можно после тщательного рассмотрения вопроса провести операцию. Пред операцией нужно исследовать также и бактериальную флору зева, чтобы в операционном поле палочка дифтерита, гемолитический стрептококк или другие гноеродные бактерии не могли стать источником новых инфекций.

Тонзиллэктомию всегда нужно проводить под защитой антибиотиков и при непрерывной даче пирамидона. После вмешательства нужно в течение долгого времени наблюдать за ребенком. Нужно постоянно контролировать сердце. Регулярным исследованием РОЭ затем наблюдается, остается ли процесс неактивным или наступает в большей или меньшей степени вспышка.

Совершенно иначе обстоит дело при тех клинических картинах, когда инфицированные миндалины или окружающая их ткань поддерживают септическое состояние, бактериальный кардит или аллергический миокардит. В таких случаях нельзя медлить с удалением миндалин, являющихся причиной болезни или поддерживающих ее. В случае надобности их нужно удалить одновременно со вскрытием абсцесса, расположенного за ними. Тонзиллэктомия, проведенная под защитой больших доз антибиотиков, не только не ухудшает состояния больного, но может даже спасти его жизнь. То же самое относится и к вопросу искоренения других источников, являющихся основой сепсиса.

Большой осмотрительности требует решение этого вопроса при наличии врожденного порока или уже давно существующего приобретенного порока. Известно, что это излюбленное место поселения возбудителей, вызывающих септический эндокардит: не только зеленеющего стрептококка, но в младенческом и детском возрастах также и штаммов пневмококка и менингококка. По нашему мнению, во всех тех случаях, когда миндалины не являются во всех отношениях здоровыми или когда в анамнезе фигурируют хотя бы один или два тонзиллита, то вышеуказанным способом и при должной осмотрительности можно провести тонзиллэктомию. Нередко при проведении таких операций мы находили под капсулой миндалин маленькие абсцессы величиной с булавочную головку. Тонзиллэктомия, точно так же проводится, если септический эндокардит развившийся при вышеуказанном состоянии сердца, несмотря на энергичное лечение, не улучшается должным образом.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Йожеф Кудас

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: