Патогенез дизентерии


СОДЕРЖАНИЕ:
Дизентерия

Симптомы и течение дизентерии

Бактерионосительство
Патогенез

Патоморфогенез

Острая дизентерия

Хроническая дизентерия

Болезни сердца при дизентерии

Профилактика дизентерии

Лечение больных кишечными инфекциями


Страница 4 из 10
Исследователями последнего десятилетия, открывшими избирательную способность вирулентных шигелл к внутриклеточному паразитированию, внесено много нового в патогенез дизентерийного процесса.

Если раньше считали, что в патогенезе дизентерии ведущая роль принадлежит всасыванию дизентерийного токсина из кишечника в кровь, то в результате современных исследований сделан вывод, что исходным моментом в патогенезе дизентерии является внедрение и размножение возбудителя в эпителиальных клетках слизистой оболочки кишечника с развитием очагового эпителиоза в дистальном отделе толстой кишки. Уже на этом этапе происходит взаимодействие макроорганизма (его реактивности, иммунобиологических реакций, компенсаторных механизмов) с микробом-возбудителем, его вирулентностью. Внутриклеточное паразитирование присуще только вирулентным штаммам, у которых ферментами агрессии и инвазивности являются гиалуронидаза, фактор Дюран-Рейнальса и некротоксин. К таким ферментам бактерий относят и лецитиназу. Растворяя лецитин в оболочках и мембранах, этот фермент играет роль одного из ведущих факторов агрессии для ряда микроорганизмов. В результате такого взаимодействия либо развивается патологический процесс, либо инфекция преодолевается, в таком случае подобное состояние рассматривается как транзиторное бактерионосительство.

Большой интерес представляет экспериментальная работа B.    И. Бахуташвили, который изучал в динамике механизм проникновения шигелл в клетку с помощью фазово-контрастной микроскопии и микрокиносъемки. Автором установлено, что вирулентные шигеллы в течение трех часов адсорбируются на клетках, затем, проникая через клеточную оболочку, начинают делиться, заполняя через 7-8 часов цитоплазму. Шигеллы заражают соседние клетки контактным путем (переходом из клетки в клетку). При гибели пораженной клетки микробы внедряются в новые, и при делении пораженной клетки они распределяются в дочерних клетках. Обнаружение бактерий в виде длинных нитей объясняется наличием в клетке каких-то веществ, нарушающих метаболизм и деление микробов.

Шигеллы в клетках вызывают цитопатогенный эффект в виде появления вакуолей с последующей гибелью клеток и нарушением эпителиального барьера. При этом формируются клеточно-иммунные и аллергические процессы с вовлечением регионарного лимфатического аппарата. Эта фаза соответствует инкубационному периоду. В дальнейшем внеклеточные микробы подвергаются фагоцитозу. Выделяющийся при разрушении шигелл энтеротоксин всасывается, нарушая проницаемость сосудов, развивается интоксикация. Уже на первых этапах воздействия токсинов на организм нарушается функция центральной и вегетативной нервной системы. Токсины влияют на трофику тканей, вызывают значительные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, приводят к глубоким нарушениям различных функций печени - белкового, углеводного, липоидного, водно-электролитного обмена. При тяжелых и среднетяжелых формах дизентерии происходит нарушение обмена веществ, в результате накапливаются продукты межуточного обмена, развивается ацидоз, гипоксия, нарушается регуляция гомеостазиса. Усугубляются дисбактериоз, нарушения секреторной и моторной функции кишечника. Развивается полигиповитаминоз, происходят значительные сдвиги в ферментных системах. В связи с развитием дисбактериоза нарушается инактивация таких ферментов, как энтерокиназа и щелочная фосфатаза. В патологическом процессе в результате перераздражения парасимпатического отдела нервной системы участвуют такие биологические активные вещества, как свободный гистамин и ацетилхолин.

Синдром местного патологического процесса формируется в результате сложных рефлекторных нарушений нервно-сосудистых механизмов кишечной стенки, действия токсина на стенки кишечника с его нервным аппаратом.

Возникающие морфологические изменения слизистой оболочки толстого кишечника проходят определенные стадии развития, вплоть до образования язвенных изменений. Функциональные и морфологические изменения стенки кишечника влекут за собой кишечный дисбактериоз. При этом снижается антагонистическая, витаминообразующая и ферментативная функция кишечной микрофлоры, уменьшается количество обычных кишечных палочек, отмечается преобладание вульгарного протея, энтерококков, стафилококков, дрожжевых грибков и др. Состояние дисбактериоза способствует образованию аутоантигенов и аутоантител, отягощает основной процесс и ведет к кишечной аутоинтоксикации.

В механизме образования токсикоза при дизентерии помимо специфических компонентов, связанных с возбудителями, участвуют также и неспецифические факторы с включением защитно-адаптационных механизмов, проявляющиеся в виде выделения возбудителя из организма, развития воспалительных и гуморальных реакций, а также и в двигательных, сосудистых, секреторных, трофических, всасывательных расстройствах. При этом понижается деятельность пищеварительных желез, угнетается сокоотделение желудочных и поджелудочной желез, уменьшается выработка ферментов. Значительно снижается барьерная функция желудочно-кишечного тракта.

Для того чтобы уточнить патогенез нарушений функциональной деятельности желудка при дизентерии и решить вопрос либо о непосредственном действии токсинов дизентерийных бактерий на слизистую желудка, либо о значении рефлекторного пути нарушений, Е. А. Бродская проводила специальные экспериментальные работы на собаках. Установлено, что при введении в изолированный отрезок тонкого кишечника собак полного антигена бактерий дизентерии Флекснера нарушаются секреторная (преимущественно в сторону гипосекреции, снижения кислотности), экскреторная (в сторону повышения концентрации мочевины в желудочном соке) и моторная (удлинение времени эвакуации) функции желудка. Повторные введения антигена через один-два месяца сопровождаются более глубокими и продолжительными нарушениями указанных функций желудка, а при введении антигена в течение 2 недель заболевание приобретает хроническое течение. Таким образом, в патогенезе нарушения функции желудка имеют место сложные рефлекторные механизмы в результате действия антигена на рецепторный аппарат кишечника.

Работа В. И. Бахуташвили раскрывает также сущность патогенеза обострений дизентерии при сочетании ее с вирусными заболеваниями. При одновременном заражении шигеллами и аденовирусами эпителиальных клеток наблюдалось размножение обоих возбудителей, а также установлено, что вирусная инфекция способствует прониканию вирулентных штаммов дизентерийных микробов не только в цитоплазму, но и в клеточное ядро.

Большой интерес представляет работа И. Г. Васильевой и др., в которой изучается патогенез длительного носительства шигелл Зонне, выделенных у детей, больных различными формами дизентерии. При оценке степени вирулентности штаммов шигелл Зонне по способности проникать и размножаться в клетках культуры ткани Нер-2 была показана невысокая вирулентная активность дизентерийных бактерий, выделенных у больных детей. Выраженная способность к внутриклеточному паразитированию отмечена только у 25,3% выделенных штаммов (причем только половина из них обладает также способностью к внутриклеточному размножению), 30,0% были авирулентными, остальные - слабовирулентными (44,7%). При остром течении дизентерии чаще выделяются вирулентные штаммы шигелл Зонне (38,4%), а при хроническом и затяжном - авирулентные и слабовирулентные (вирулентные составляют только 8,5% культур). Большинство штаммов с повышенной вирулентностью выделено у детей с среднетяжелыми формами дизентерии, а также у больных с началом заболевания по типу токсикоинфекции. Полагают, что микробы с пониженной вирулентностью не вызывают ответной иммунной реакции, что способствует их длительному выживанию в организме больных. Это подтверждается также низкими титрами антител в РПГА у больных с затяжным и хроническим течением дизентерии.

Специфическая сенсибилизация, ведущая к аллергическим реакциям замедленного типа, предшествующее изменение реактивности имеют особенно большое значение в патогенезе дизентерии у детей. Сенсибилизация организма под влиянием перенесенных заболеваний, таких, как грипп, корь, сопутствующих заболеваний в момент инфицирования, глистных и протозойных инвазий, дефектов питания (особенно недостаток витаминов группы А, В, С) отражается на течении дизентерии. Токсикоз бывает более выраженным, если дизентерия развивается на готовом аллергическом фоне. Гипертоксические формы дизентерии имеют токсико-аллергический генез. У детей, погибших от дизентерии в течение первых двух суток, гистологическая картина аналогична изменениям при анафилактическом шоке.

Экспериментальными работами показано, что после введения дизентерийного эндотоксина через 18 часов ткань инфильтрируется полиморфно-ядерными лейкоцитами, развивается тромбоз кровеносных и лимфатических сосудов с последующим геморрагическим некрозом. Роль разрешающего фактора играют как сами эндотоксины, так и такие белковые комплексы, как аутоантитела.

У больных острой дизентерией, по данным П. А. Алексеева и В. Е. Тё, наблюдаются заметные аутоиммунные сдвиги. Аутоантитела к ткани толстой кишки выявляются в 82,7% случаев, ткани тонкой кишки - в 67,9%, печени - 76,5%, почек - в 59,4% случаев. Отмечена определенная зависимость частоты выявляемости и титра циркулирующих аутоантител от клинических форм дизентерии. При тяжелых формах заболевания аутоантитела обнаруживаются в 2-6 раз чаще, чем при легких. Аутоантитела обладают цитотоксическими свойствами, они значительно подавляют ферментативную активность клеток. Установлено также, что существует определенная корреляция между выраженностью аутоиммунных сдвигов, степенью специфической микробной сенсибилизации и состоянием иммунологической реактивности организма. Высоким титрам антител соответствуют выраженные положительные пробы с дизентерийным антигеном и низкие титры бактериолизинов.

Клиническими признаками аллергического состояния являются короткий инкубационный период, обострение болезни как под воздействием неспецифических аллергенов, так и под влиянием специфической вакцины и аллергический компонент - внутрикожная реакция.
 
Интересна схема патогенеза, предложенная И. В. Сеппи. Он выделяет 6 фаз патологического процесса:

1) эпидемиологическая; 2) первично-регионарная инфекция; 3) токсинемия; 4) висцеральная патология с преимущественным поражением дигестивной системы; 5) фаза напряжения механизмов саногенеза; 6) фаза исходов, при которой основные звенья - максимальное напряжение механизмов саногенеза, очищение организма от возбудителя за счет иммунных и неспецифических местных и общих механизмов, возможное формирование "резервуаров" инфекции и закрепление функциональных расстройств и структурных поражений, преимущественно дигестивной системы.

Отдавая дань научному прогрессу в изучении патогенеза острых кишечных инфекций, в том числе и дизентерии, нельзя сказать, что все вопросы патогенеза окончательно установлены. Дальнейшие исследования с привлечением специалистов смежного профиля, применением новых методов исследования позволят решить ряд вопросов по проблеме дизентерии.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Иван Коршун

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: