Нейровегетативные и гуморальные факторы регуляции артериального давления


Немедленные реакции гемодинамической системы на воздействия, резко меняющие уровень артериального давления, обеспечиваются нейрорефлекторными механизмами его контроля и носят характер срочной адаптации. Основным ее звеном, «запускающим» всю систему, являются хеморецепторы крупных артерий, сосредоточенные в дуге аорты и синокаротидной области. При внезапных изменениях артериального давления из барорецепторов афферентная нервная сигнальная импульсация поступает в продолговатый мозг и ретикулярную формацию. Отсюда ответная эфферентная импульсация по симпатическим и парасимпатическим нервным путям, в зависимости от исходной ситуации (повышено или понижено давление), стимулирует прессорные или депрессорные системы вплоть до восстановления нормального уровня артериального давления. Такие эфферентные нервные импульсы действуют непосредственно и через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему и достигают максимальной эффективности через 1-3 с после поступления сигнала в нервные центры. Афферентные сигналы и раздражение синоаортальных рецепторов и следующая вслед за этим импульсация в нервные центры наступает в ответ на колебания артериального давления эмоционального происхождения, при физической нагрузке, переменах положения тела.

При этом в зависимости от характера раздражения реагируют симпатико-адреналовая или парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, изменяется функциональное состояние гуморальных прессорных систем, главным образом - ангиотензинной, или депрессорных, включающих кининовую систему и простагландины А и Е, каликреин и ряд активизирующих ферментов (кининаза), гормоны надпочечников и главным образом минералокортикоиды.

Регуляция кровообращения баро- и хеморецепторами, нервными ганглиями, сосудистыми центрами мозга обеспечивается системой иннервации сосудов всех калибров и их высокой реактивностью на воздействия вазоактивных гуморальных и метаболических веществ.

Если иннервация крупных и средних артерий уже достаточно подробно изучена, то иннервационные аппараты прекапилляров, капилляров, вен и венул являются предметом интенсивных исследований последних лет.

Симпатические постганглионарные волокна осуществляют иннервацию гладкомышечных клеток, составляющих среднюю оболочку артерий. Чаще всего это адренергичсскнс симпатические волокна, раздражение которых вызывает вазоконстрикцию. Постганглионарные симпатические волокна вызывают дилатацию венечных сосудов и сосудов мышц. Это симпатические холинергические волокна, эффект которых можно снять атропином. По мнению А. М. Чернух, симпатические холинергические вазодилататорные волокна являются аксонами специализированных клеток симпатических ганглиев, и их активизация под влиянием раздражения межуточного мозга позволяет предположить, что они реагируют при эмоциональных и стрессовых ситуациях.

Особую проблему в регуляции кровообращения составляет вопрос о регуляции кровотока в микрососудах - артериолах, прекапиллярах и капиллярах.

Важность этого вопроса становится особенно очевидной, если учесть, что общее число капилляров у человека - 2 млрд., их протяженность 8000 км, а площадь внутренней поверхности капилляров большого круга кровообращения превышает 25 м2. Объем крови в капиллярах взрослого человека составляет 63 мл, т. е. равен ударному объему крови, выбрасываемой в аорту левым желудочком при одном его сокращении. Тем не менее, количество активных капилляров, через которые совершается кровоток, является весьма изменчивой величиной.

По данным П. П. Александрова и М. И. Тимкиной, более крупные артериолы (50 мкм) снабжены хорошо развитыми адренергическими нервными волокнами. В артериолах диаметром 100-50 мкм обнаруживается внутренняя эластичная оболочка и несколько слоев гладкомышечных клеток в медии, но отсутствуют миоэндотелиальные соединения. В настоящее время уже имеются данные о наличии нервных окончаний в капиллярах на теле перицита, найдены нервные окончания у капилляров в синоаурикулярном узле сердца собак и кроликов. О. В. Алексеев обнаружил участки миокарда в области верхушки сердца, где нервные окончания в виде округлого образования, содержащего синаптические везикулы и мелкие митохондрии, непосредственно соприкасались со стенкой капилляров. Метод серийных срезов позволил подтвердить существование истинных нервных окончаний в стенке капилляра. Они представляют собою округлые образования диаметром около 1 мкм, содержащие большое количество синаптических везикул. Аксон, идущий параллельно капилляру, теряя шванновскую оболочку, резко поворачивает к капиллярной стенке. Эти нервные терминали, полностью свободные или частично прикрытые немиелинизированной шванновской оболочкой, набиты синаптическими везикулами типа холинергических. Кроме этого, в интерстиции и перикапиллярном пространстве обнаружены терминали, содержащие преимущественно гранулярные синаптические везикулы диаметром 60-90 им, что указывает на их адренергическую природу.

Реактивность микрососудов (прекапилляров) обеспечивается способностью их гладкомышечных элементов к сокращению и расслаблению. Реактивность капилляров, не имеющих мышечных клеток, выражается в изменениях их проницаемости под влиянием нервных и гуморальных вазоактивных веществ. Чувствительность мышечных клеток микрососудов, главным образом к некоторым вазоактивным веществам, значительно превышает таковую крупных сосудов, в связи с чем доза, вызывающая реакцию мышечных клеток микрососудов в 10 и 100 раз меньше дозы, которая способна вызвать реакцию более крупных сосудов.

Значительную эволюцию за последние два десятилетия претерпела точка зрения об иннервации емкостных сосудов (вен), которые, как оказалось, иннервированы достаточно обильно, в них обнаружены бета-адренорецепторы, в связи с чем они подвержены симпатической регуляции и чувствительны к катехоламинам и другим прессорным веществам.

Такой уровень иннервации всех звеньев сосудистого русла обеспечивает его высокую реактивность и взаимосвязи с нейровегетативными, эндокринными и обменными функциями организма, оказывающими существенное влияние на гемодинамику и уровень артериального давления.

Таким образом, несмотря на связь физического развития и его параметров с уровнем артериального давления, более глубокий анализ факторов, определяющих последний, возможен только при условии изучения механизмов регуляции гемодинамики и главным образом нейровегетативных и обменных особенностей функционирования организма детей и подростков в разных стадиях их развития.

Наиболее существенные гемодинамические сдвиги обусловлены вегетативно-эндокринной перестройкой периода полового созревания, который в связи с феноменом акселерации начинается у современных детей и подростков в 10-11 лет, заканчиваясь в 14- 16 лет. Возросшая энергия рано наступающего полового созревания сопровождается более интенсивным, чем прежде, уровнем деятельности всей гормональной системы и прежде всего системы: "межуточный мозг (гипоталамус) - гипофиз - надпочечники - половые железы". У интенсивно созревающих детей уже к 11 годам в крови и моче увеличивается содержание андрогенных гормонов, а также и кортизола, характеризующего глюкокортикоидную активность надпочечников и альдостерона минералокортикоидную. Крапине варианты развития, в преобладающем числе случаев конституционально-наследственного происхождения, протекают с выраженной гиперфункцией гипоталамической области, гипофиза, надпочечников и половых желез, а иногда и ожирением, сочетаясь с сосудистой гипертензией.

Ожирение и повышенное артериальное давление, появление стрии на груди, животе, бедрах, ягодицах, быстрое половое созревание и повышенная экскреция метаболитов стероидных гормонов надпочечников может быть результатом так называемого «пубертатного базофилизма», который обусловлен повышением активности базофильных клеток гипофиза. Эти подростки составляют группу риска по развитию гипертонической болезни.

Overzier среди детей с пубертатным ожирением выделил группу с симптомами, имитирующими болезнь Кушинга: преимущественное отложение жира на бедрах и животе, стрии, угри, лунообразное красное лицо, повышенное артериальное давление,, повышенный уровень экскреции кортикостероидов.

В отличие от истинной болезни Кушинга пубертатный кушингоидизм имеет благоприятный прогноз, начавшись в возрасте 10-12 лет, он исчезает к 16- 18 годам, т. е. к окончанию полового созревания. Пубертатный базофилизм и кушингоидизм возникают главным образом у детей с отягощенной наследственностью, т. е. конституционально предрасположенных к ожирению и сосудистой гипертензии. Родители или родственники этих детей страдают либо ожирением, либо сахарным диабетом, либо гипертонической болезнью, а в ряде случаев различными сочетаниями этих заболеваний. Однако эта конституционально обусловленная предрасположенность реализуется в результате неправильного образа жизни этих подростков: минимальной двигательной активности и переедания в сочетании с несбалансированным питанием (избыток углеводов и жиров).

Основными мероприятиями для быстрейшей ликвидации пубертатного ожирения и гипертензии является соответствующая диета с ограничением жиров, углеводов, жидкости и солей натрия, но богатая белком и витаминами (овощи и фрукты) и максимальная двигательная активность; длительная (3- 4 ч в день) ходьба, бег, велосипед, велотреннинг, плавание, лыжи, коньки, теннис, волейбол, вовлечение в занятия спортом.

Существенную роль в регуляции сосудистого тонуса играет симпатико-адреналовая система. Симпатический отдел нервной системы и хромаффинная ткань, сконцентрированная главным образом в мозговом слое надпочечников, составляют функциональное и эмбриогенетически единое симпатическое нейрогормональное звено регуляции.

В отличие от эффектов, вызываемых парасимпатической нервной системой, стимулирующей анаболические процессы и восстановление энергетических ресурсов, в том числе миокарда, замедление, ритма сердечных сокращений, снижение тонуса сосудов, симпатический отдел нервной системы стимулирует потребление питательных веществ и кислорода, усиливает окислительные процессы, вызывает учащение дыхания, ритма и силы сердечных сокращений, повышает сосудистый тонус. Основной медиатор симпатической нервной системы - норадреналин и гормон мозгового слоя надпочечников - адреналин - обеспечивают существенные для организма адаптационные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы, активно участвуя, в частности, в регуляции сосудистого тонуса. Однако действие катехоламинов (гормоном мозгового слоя надпочечников - адреналином и нейромедиатором симпатического отдела нервной системы - норадреналином) на сердце и сосуды различно, несмотря на то, что процесс их биосинтеза хромаффинной тканью в самом общем виде един.

По данным Т. Д. Большаковой, Ц. Г. Гугутишвили, формирование симпатико-адреналовой системы происходит в основном в период 8- 15 лет, ее активность является максимальной в 12-15 лет, при этом адреналовый отдел созревает раньше, чем норадреналовый. С 12-16 лет уровень экскреции катехоламинов достигает такового у взрослых, однако в норме экскреция норадреналина и ДОФА до 20 лет несколько ниже, чем в последующие возрастные периоды, тогда как различий в экскреции адреналина и дофамина между 12-15-лег-ппми и взрослыми нет. Выделение катехоламинов и их предшественников имеет свой суточный ритм, усиливаясь в дневные часы (между 12 и 16 часами), снижаясь, ночью. Гиперфункция симпатико-адреналовой системы является существенным звеном патогенеза гипертонической болезни. В связи с указанным необходимо точно оценивать ее роль в регуляции кровообращения. Адреналин расширяет все кровеносные- сосуды, кроме кожных, увеличивает ударный и минутный объем крови, усиливает сократительную функцию и возбудимость миокарда - его инотропную и хронотропную функции, т. е. усиливает силу сокращений и учащает ритм.

Адреналин повышает только систолическое давление, не влияя на диастолическое. Норадреналин же - это прежде всего сосудистый медиатор - действуя прессорно на артериолы и прекапилляры, усиливает периферическое сопротивление кровотоку, повышает диастолическое и среднее давление, не оказывая непосредственного влияния на сердце.

Таким образом, в нейрогуморальной регуляции кровообращения норадреналин играет более существенную роль, чем адреналин, обеспечивая постоянный уровень артериального давления благодаря своему действию на периферическое сопротивление, являющееся своего рода «буфером» постоянства артериального давления. Адреналин же вовлекается в эту регуляцию лишь при наличии «циркуляторного» стресса, т. е. в ситуациях, связанных с большим физическим и эмоциональным напряжением, повышая циркуляцию за счет увеличения ударного и минутного объемов крови. Адреналин даже в малых дозах суживает коронарные сосуды и повышает сопротивление коронарному кровотоку, тогда как норадреналин, суживая все другие типы сосудов, расширяет коронарные артерии, способствуя тем самым улучшению коронарного кровотока.

В настоящее время имеются данные о физиологической роли предшественников адреналина и норадреналина - ДОФА и дофамина - в регуляции кровообращения. Эти вещества долгое время считали физиологически неактивными, отводя им лишь роль промежуточных продуктов в синтезе основных катехоламинов - адреналина и норадреналина.

Исследования, проведенные у здоровых людей и больных гипертонией, показали, что эффекты дофамина сходны с таковыми адреналина, но отличаются действием на диастолическое давление, повышая последнее, что не свойственно адреналину.

В настоящее время получены данные, согласно которым имеются качественные различия в функциональном состоянии гуморальных прессорных и депрессорных систем, осуществляющих контроль за артериальным давлением при лабильной и стойкой гипертензии как в покое, так и после нагрузок различного характера В виде ходьбы или дачи диуретиков. Как нам представляется, указанные различия обусловлены главным образом тем обстоятельством, что ауторегуляция в этих двух системах при лабильной гипертонии сохранена, что выражается возникающим на большее или меньшее возрастание активности гуморальных прессорных систем (в покое) одновременным закономерным увеличением активности депрессорных систем. Знаменательно, что при стабильной гипертонии активность прессорных гуморальных систем снижается до нормы, а депрессорных - до уровня значительно ниже нормы. Снижение или отсутствие реакции прессорных и главным образом депрессорных систем при стабильной гипертонии можно гипотетически объяснить как своеобразное парабиотическое состояние системы, наступающее после длительного напряженного ее функционирования, направленного на поддержание гемодинамического равновесия, срыв которого приводит к возникновению стабильной гипертонии.

В оценке влияния нейроэндокринных факторов на состояние гемодинамики особо важное практическое значение имеет сопоставление последней с уровнем и стадиями полового созревания.

Стадии полового созревания определялись по четырех бальной системе оценки вторичных половых признаков, методика которой подробно описана. Следует подчеркнуть, что одна и та же стадия полового созревания может встречаться в разных возрастных группах, что подтверждает различие между биологическим и календарным возрастом индивидуума. По мере завершения процесса полового созревания возрастает уровень максимального давления, гемодинамического удара и периферического сопротивления у мальчиков и девочек. Такому повышению артериального давления по мере полового созревания способствует и морфологическое завершение формирования артерий, выражающееся в росте толщины их стенок, которое наиболее выражено с 10 до 12 и с 13 до 15 лет. В этот период имеет место интенсивное нарастание удельной площади эластических волокон и всей массы сосудистой стенки. С 12 до 15 лет заметно увеличивается также количество волокнистых структур стенок крупных артерий и идет нарастание массы сердца, что обусловливает значительное увеличение ударного объема сердца в период 10-13 лет и второй его подъем с 15 до 17 лет.

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Рахиль Калюжная

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: