Психические причины пьянства и алкоголизма


С точки зрения многих психодинамических теорий пьянство представляет собой невротический симптом. Так, по мнению Stekel, пьяницы - это "невротические грудные младенцы". По словам Federn, личность у алкоголиков настолько ослаблена, что находится целиком во власти своего влечения к алкоголю, дающего им наслаждение и чувство всемогущества; при этом остальная часть личности не настолько свободна, чтобы оказать противодействие этому влечению. Rado утверждает, что действие яда вследствие сильной оральной фиксации у пьющего носит характер фармакологического токсического оргазма и тем самым искомой "реальности". Lolli усматривает сущность пьянства в расстройстве способности любить, вследствие извращенности отношения - мать - дитя: это - пережиток у взрослого человека потребности воскресить детское единство души и тела. Abraham и др. полагают, что побуждение к патологическому пьянству исходит от вытесненного гомосексуализма. Менингер ставит на первый план саморазрушительные тенденции, что является параллелью к индивидуально-психологической концепции о навязчивом стремлении к собственному поражению; наряду с этим в возникновении алкоголизма, по его мнению, играет роль бегство от реальной истины в иллюзию и стремление сохранить фикции.

Simmel считает, что путем фармакологической токсической регрессии, вплоть до фаллической, оральной и анальной стадий, а также через восстановление инфантильного принципа наслаждения, личность алкоголика находит выход из невыносимой, мучительной действительности. Sillman называет алкогольной триадой стремление к слиянию, совмещающееся с ним стремление к независимости и разрядку агрессивности. Все указанные психодинамические теории находят некоторое подкрепление в экспериментах Massermann. Последний в подтверждение своей "биодинамической" концепции, согласно которой всякое поведение мотивировано физиологическими потребностями организма в плане самосохранения, роста и размножения, провел следующие эксперименты. Кошки, искусственно "невротизированные" путем конфликтов со средой и в связи с этим утратившие свое прежнее положение в группе, под влиянием алкоголя возвращались к своему "нормальному" поведению и даже после выздоровления часто оказывали предпочтение корму, содержащему алкоголь.

Среди исследований специфически вредных влияний со стороны семейных факторов наиболее важны работы Knight и Wall. К таким факторам эти авторы относят прежде всего потворствующую всем прихотям мать и черствого, холодного отца. Возникновение наркомании объясняется из противоречивых позитивных и негативных отождествлений с тенденциями к самобичеванию. Больные обнаруживают инфантилизм, женственность, гомосексуальные установки и отсутствие привязчивости. Особенно часто алкоголизм наблюдается у младших детей в многодетных семьях. Более широко поставленные социологические исследования свидетельствуют о том, что развитие пьянства в большей степени зависит от культурных и общественных условий.
 
Пьянство принято относить к структурным аномалиям личности. Amark наблюдал у своих больных-алкоголиков различные формы психопатий, часть которых была в известной мере обусловлена, наследственностью. Fouquet, однако, утверждает, что половина его больных - личности нормальные, тогда как Hoff сообщает, что среди его больных было 10% слабоумных, 9% страдающих психозами, 24% невротиков, 51% психопатов и лишь у 6% причины алкоголизма установить не удалось.

Комплексность условий возникновения алкоголизма и связи его как с наследственными факторами, так и с факторами среды получили полное выражение в исследованиях М. Bleuler. Он установил, что у родственников его американских и швейцарских больных-алкоголиков не отмечалось особой частоты шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, эпилепсии или слабоумия, но зато наблюдалось повышение по сравнению со средней нормой числа алкоголиков, а также невротиков и психопатических личностей. Из этих больных лишь 20% могли считаться нормальными до появления у них алкоголизма, 40% уже до развития алкоголизма были явно больными людьми, остальные же случаи относились к числу пограничных. Среди тех, кто был болен уже до развития у них алкоголизма, больше всего оказалось таких людей, которые в обществе ощущали неуверенность и тревогу, а в одиночестве - чувство покинутости и недовольства. Нередко встречались больные циклотимией, личности импульсивные, инфантильные и с гомосексуальными наклонностями. Лишь у 28% сексуальная жизнь до алкоголизма была нормальна. У остальных она оказалась значительно нарушенной, преимущественно в том смысле, что они не были в состоянии вступать в какие-либо любовные связи. Только 20% из больных М. Bleuler выросли в благоприятных условиях при наличии обоих родителей, 60% же провели свои молодые годы в разбитых семьях, а если и с обоими родителями, то в тяжелой обстановке.

У большинства больных были весьма ненормальные, а иногда и просто патологические отношения к обоим родителям или к одному из них. Эти отношения описывались весьма различно и без определенной закономерности: образы отца и матери рисовались в неблагоприятном виде приблизительно одинаково часто, причем оба они изображались то как слишком строгие и властные, то как безвольные и зависимые, то как амбивалентные, то как слишком заботливые, то как слишком беспечные. Большинство алкоголиков до 20-летнего возраста поддерживало длительную и тесную связь с пьяницами и находилось под влиянием патологических личностей. В 1/4 всех случаев оказались эндокринные расстройства, которые можно было поставить в причинную связь с алкоголизмом. Никаких корреляций с типом телосложения не отмечалось.

Из всего этого видно, что не существует никакого типа будущего алкоголика и что даже в тех случаях, когда алкоголизм уже развился, невозможно типологически установить некую личностную основу алкоголика. Правда, психодиагностически с помощью личностных тестов все еще выискиваются и обобщаются различные характерологические признаки, а именно пассивность, слабое использование своих возможностей, эмоциональная заторможенность, капитулирование перед трудностями, напряженность и тревога. Однако проведенный Syme новый обзор литературы о тестах показывает, что на подобных материалах нельзя построить типологических обобщений. Это подтверждается и данными Wattenberg, который, обследовав группу несовершеннолетних, задержанных за пьянство, и другую группу их ровесников, задержанную полицией по другим поводам, нашел в обеих группах вполне однородные типы личностей.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Рудольф Вусс

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: