Развитие эпилепсии вследствие нарушения работы гематоэнцефалического барьера


Обмен веществ между центральной нервной системой и другими физиологическими системами осуществляется в первую очередь через гематоэнцефалический барьер. Этим путем происходит передача кислорода. Путь же снабжения жидкостью и теми веществами, которые не могут проникнуть через этот барьер, лежит через гематоликворный барьер. Гематоэнцефалический барьер локализуется в обращенной к просвету сосудов эндотелиальной оболочке.

На основании ряда опытов с внутривенным и подкожным вливанием трипановой сини специалисты считают, что наряду с гематоэнцефалическим и гематоликворным барьерами существует периферическая наружная система ликворных барьеров, которая препятствует поступлению красящего вещества из пограничных церебральных и спинальных зон, сосуды которых не выполняют никаких барьерных функций, в подпаутинное пространство. Оба барьера теснейшим образом связаны между собой, ибо состав ликвора в основном определяется между клеточной жидкостью мозговой ткани. Интактный гематоэнцефалический барьер пропускает в мозговую ткань лишь небольшую часть имеющихся в крови веществ, регулирует обмен веществ между кровью и центральной нервной системой и тем самым обеспечивает снабжение головного мозга пластическими и энергетическими ресурсами. Пропускная способность этого барьера в разных отделах мозга различна: он проходим для грубодисперсных коллоидов, например жиров и белков, а также для таких газов, как СО2, О2, для анионов типа брома, для щелочных красящих веществ. Интактный гематоэнцефалический барьер непроницаем для ионов Н и ОН, для таких высокодисперсных коллоидов, как метиленовая синь, для катионов. Натрий, калий, магний и кальций становятся благодаря связи с фосфатами и другими соединениями растворимыми в липоидах и поэтому могут проникать через гематоэнцефалический барьер.

Дисфункция этого барьера, с которой, по-видимому, связаны разного рода церебральные осложнения, выражается прежде всего в повышенной проницаемости. Эта проницаемость ненормально высока у новорожденных, но и у детей более старшего возраста она все еще довольно высока. К повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера приводят такие заболевания центральной нервной системы, как, например, менингиты, энцефалиты, мозговые травмы и тяжелые сотрясения мозга, а также понижение рН в тканях головного мозга, ацидоз мозговой ткани и алкалоз крови, т. е. всякое сокращение разницы рН между кровью и ликвором. Увеличение проницаемости гематоэнцефалического барьера происходит также под влиянием высоких доз АКТГ, адреналина, гипофизина, гистамина, гормонов щитовидной железы и яичников. Слабые концентрации наркотиков вызывают обратимое повышение проницаемости, более высокие дозы - обратимое ее понижение, а самые большие дозы - необратимое повышение. Отчетливая тенденция к повышению проницаемости была обнаружена при экзогенных психозах. После быстрой инъекции кардиазола в дозе, превышающей судорожный порог, наступает прорыв гематоэнцефалического барьера, продолжающийся около 15 минут. Так как судороги наступают спустя несколько секунд после внутривенной инъекции, а до проявления прорыва этого барьера проходит более 3 минут, в это время происходят тканевые изменения.

Еще по теме:
Эпилепсия
Лечение медью
Диетическое лечение
Реабилитация
Изменение характера
Роль наследственности

На форуме:
Как остановить приступ?
"Уплотнение" гематоэнцефалического барьера происходит вследствие ацидоза крови, всякого повышения разницы рН между кровью и головным мозгом, под влиянием кальция, морфина, мышьяка, аскорбиновой кислоты, рутина.

По данным Г. Н. Кассиля, повышенная вследствие черепно-мозговых травм проходимость барьера снижается под действием атропина, симпатомиметических и ганглиоплегических препаратов. Средние дозы наркотиков, а также противосудорожные средства тоже вызывают обратимое снижение проницаемости. Мегафен может воспрепятствовать прорыву гематоэнцефалического барьера при кардиазоловом припадке. В старческом возрасте проницаемость этого барьера невелика. В противоположность воспалительным заболеваниям центральной нервной системы и симптоматическим психозам дегенеративные нервные болезни и эндогенные психозы приблизительно в 80% случаев сопровождаются снижением проницаемости гематоэнцефалического барьера.

У молодых больных эпилепсией отмечается склонность к пониженной барьерной проницаемости, тогда как у лиц, страдающих припадками свыше двух десятилетий, эта проницаемость повышается. При наследственных эпилептиформных судорогах у крыс во время припадка можно наблюдать повышение проницаемости гематоэнцефалического барьера; после инъекции подопытным животным трипановой сини звуковые раздражения припадков уже не провоцировали. Противосудорожное действие оказывает также понижающий проницаемость барьера ацидоз крови (вызываемый хлористым аммонием). Все эти способы "уплотнения" барьера ослабляют склонность к припадкам и у человека.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герхард Скорш

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: