Оценка достижений детей в детском саду


Оценка достижений детей в детском саду Вопрос о том, как оценивать достижения детей, приобретает на этом возрастном этапе ключевое значение для дальнейшего развития деятельности и личности ребенка.

По сравнению с прошлым годом в ваших оценках должны произойти принципиальные изменения.

Напомним, что с детьми в возрасте двух-трех лет мы советовали вам одобрять любые результаты трудов и усилий ребенка, ибо только таким путем вы могли укрепить в нем желание ставить перед собой новые цели. В этом году положение изменилось. Чтобы ребенок не рос самодовольным павлином, не желающим и не умеющим видеть недостатки своей работы, наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности.

Однако такая критическая оценка наталкивается на очень большую психологическую трудность. Ребенок четвертого года жизни рассуждает как в известном анекдоте: «Ты говоришь, что у моего гаража крыша плохо укреплена! Значит, ты меня не любишь! А раз ты меня не любишь, я тебя даже слушать не хочу! Ты злая!»

Как нам преодолеть этот барьер?

Многочисленные наблюдения показывают, что вполне достаточно разыграть на глазах у ребенка маленькую комедию с участием еще одного персонажа-игрушки, которая и наводит всю необходимую критику. Если она - игрушка - намеревается жить в отстроенном доме, то она критикует его с позиции будущего жильца и т. п. Вы при этом пытаетесь выгородить ребенка и доказать игрушке, что его работа не так уж плоха. Разумеется, дети прекрасно видят и понимают, что за игрушку говорите вы. Однако этот нехитрый прием позволяет им в своих маленьких головках развести по разным углам, с одной стороны, ваше доброжелательное и уважительное отношение к ним, с другой - деловые замечания по поводу объективно полученного результата. Так, один мальчик после диалога взрослого с ежиком (ежу не нравились нарисованные яблоки, тогда как взрослый доказывал, что такие яблоки тоже бывают) дернул взрослого за юбку и сказал: «Они и правда маленькие, покажи, как сделать большие!» Этот мальчик отчетливо понял, что взрослый ему друг, а критика рисунка носит исключительно деловой характер.

Другой способ оценки - показ недостатков детей как недостатков, присущих другим персонажам - куклам, зайцам и др. Это они - куклы и зайцы - разбрасывают вещи, гремят посудой, а дети, которым, разумеется, чужды все эти пороки, объясняют, как надо вести себя в таких ситуациях и почему.

Этот прием не приводит к немедленному искоренению всех недостатков. Однако он позволяет детям как бы со стороны увидеть нежелательные формы поведения и отношений, осудить их, обдумать и обговорить, как следует себя вести в подобных ситуациях, и постепенно освоить нужные формы.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: