Педагогическая работа по формированию ролевой игры


Педагогическая работа по формированию ролевой игры Предстоящая педагогическая работа по формированию ролевой игры является продолжением работы, начатой в первой младшей группе. Играя с детьми, мы предоставляли им возможность вообразить себя кем-то другим - зайчиком, собачкой, птичкой. Это был особый этап подготовки детей к ролевой игре. Малыши были освобождены от специальных игровых действий, какие, например, требуются для игры во «врача», «капитана». В роли капитана ребенок выполняет определенный набор игровых действий, а не катает машинку, надев капитанскую фуражку и бинокль. Воображая себя собачкой, малыш может выполнять любые игровые действия, которые ему знакомы: и стирать, и петь, и прыгать, и варить кашу. При этом его абсолютно не волнует, соотносятся ли эти действия с образом собачки. Главное было то, что малыш воображал себя кем-то другим.

Но вот наступает такой момент в развитии ребенка, когда он начинает проявлять огромный интерес к взрослому и его профессиональным занятиям. Малыш хочет всячески подражать взрослому в его делах, и, конечно, в первую очередь это проявляется в игре, где ребенок пытается вообразить себя именно в какой-то роли взрослого. Возникает некоторое противоречие. С одной стороны, ребенок проявляет огромный интерес к взрослому и его профессиональным функциям, хочет быть на него похожим. С другой стороны, маленький игровой опыт, крайне ограниченные еще представления о взрослом и его профессиональных функциях, недостаток впечатлений препятствуют развитию игры ребенка - становлению его ролевого поведения.

Как же следует руководить игрой на этом этапе ее формирования, чтобы она способствовала развитию ребенка, удовлетворяла его внутреннюю потребность быть похожим на взрослого, не нарушая одновременно самостоятельного характера игры, не подавляя личной инициативы ребенка в выборе роли, его собственного игрового опыта? Сейчас продумать это особенно важно, так как на четвертом году у ребенка возникает феномен «Я сам» и наблюдается сильный «взрыв» самостоятельности. В данный возрастной период малыш наиболее щепетильно реагирует на непосредственное вмешательство взрослого в его игру - деятельность, в которой ребенку легче всего проявить свою самостоятельность.

Итак, вам предстоит освоить новые формы и методы руководства ролевой игрой детей. Ваша педагогическая работа будет включать четыре следующих направления:
- продолжение работы по подготовке детей к принятию роли;
- обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;
- расширение диапазона принимаемых ребенком ролей;
- подготовка ребенка к ролевому взаимодействию. Каждое из направлений имеет свои особенности руководства.

 
Руководство игрой при подготовке детей к принятию роли

Индивидуальная ролевая игра предполагает, во-первых, принятие ребенком роли какого-нибудь взрослого и обозначение этой роли атрибутом - ее внешним признаком, например: «Я врач», - говорит ребенок и надевает на себя белый халат и шапочку; во-вторых, выполнение им специфических игровых действий, соответствующих роли, так, капитан управляет кораблем, а не катает, надев капитанскую фуражку, машинку.

Как мы уже говорили, на этапе становления ролевой игры ребенок имеет еще смутное представление о различных профессиях. Поэтому внимание детей прежде всего привлекают взрослые, профессия которых подчеркнута выразительным атрибутом (белый халат или милицейкая фуражка) и значима, престижна в глазах малыша. Согласитесь, что вам редко удавалось наблюдать игры детей в «няню» или «дворника». И это естественно, поскольку для ребенка значимость профессии прежде всего проявляется через профессиональные действия взрослого относительно других людей (врач лечит больного, продавец отпускает продукты покупателям и т. п.) и, конечно же, через профессиональные действия, результат которых его поражает и которые ему самому пока еще недоступны. Разве не поразительно, с какой профессиональной компетентностью машинист управляет подъемным краном и поднимает тяжелые плиты, шофер меняет колесо, а повар делает котлеты! Все это очень впечатляет, вызывает у малыша чувства удивления, восхищения. Взрослый выступает для него как «большой», который все может.

Итак, можно предположить, что на четвертом году появляется особая мотивация, которая побуждает ребенка принимать роль взрослого, - это желание тоже быть «большим», управлять разными механизмами и действовать с различными предметами.

Что же нужно делать воспитателю, чтобы удовлетворить новые игровые интересы детей?

Мы предлагаем два способа подготовки ребенка к принятию роли взрослого: организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых и наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей. Остановимся подробнее на каждом способе.


Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых

Основная задача:
- продемонстрировать детям социальную значимость и престижность ряда профессий, систему присущих им целей.

Пути  решения  основной задачи:
- демонстрация способов профессиональных действий одного взрослого относительно другого взрослого (врач лечит заболевшего воспитателя);
- показ способов профессиональных действий взрослого, направленных на какой-либо предмет (мастер-водопроводчик чинит кран, повар делает пирог).

Методика работы
К наблюдениям готовятся заблаговременно.

Как готовятся взрослые
Воспитатель готовит взрослого, чьи действия будут наблюдать дети. Обсуждает и согласовывает с ним следующие моменты:
а) специфика и выразительность профессиональной одежды, чтобы дети получили яркое впечатление о внешнем образе профессии (повар может надеть белый фартук, накрахмаленный колпак, взять в руки большую разливную ложку и т. п.);
б) набор профессиональных действий (не более трех-четырех), которые будут демонстрироваться детям (порубить фарш, посолить его, сделать котлеты, пожарить), и сопровождающие их пояснения;
в) яркость и выразительность техники показа профессиональных действий и речи (повар отбивает котлеты красивыми профессиональными движениями, перебрасывая фарш с ладони на ладонь, приговаривает: «Отобью мясо получше, котлеты получатся вкусные, аппетитные. Я хочу, чтобы они вам понравились. Постараюсь сделать котлет побольше, чтобы всех ребят накормить. Вот
одна котлета готова, положу ее на сковороду, вот и вторая готова. Ну вот, кажется, всем хватит котлет, можно жарить»);
г) как продемонстрировать конечный результат (готовую котлету можно детям показать и дать попробовать);
д) какие атрибуты для ролевой игры дети получат по окончании наблюдения (повар может подарить малышам фартучки и колпаки; врач - какие-нибудь вышедшие из употребления инструменты и др.).
 
Как готовить детей к наблюдению
а) Можно заранее попытаться вызвать у детей интерес к предстоящему наблюдению. Например, перед наблюдением за профессиональными действиями повара вы специально договариваетесь о приготовлении на завтрак любимого детьми и красиво оформленного блюда. Во время
завтрака вы обращаете внимание малышей на оформление блюда. Сожалеете, что вместе с детьми ни разу не поблагодарили повара за вкусную пищу. Предлагаете после завтрака всем пойти на кухню и сказать повару «спасибо»;
б) наблюдение может быть неожиданным для детей. Например, вы говорите, что плохо себя чувствуете - сильно болит голова, и просите детей отвести вас к врачу. У врача развертывается подготовленное заранее наблюдение за его профессиональными действиями. Еще один
пример. Накануне какого-нибудь приятного события - праздника или вашего дня рождения - вы сообщаете детям о приятном событии и сожалеете, что не успели сходить в парикмахерскую. Вспоминаете, что в детском саду есть кто-то из взрослых, умеющий делать хорошие прически. Идете с детьми за этим человеком и приглашаете его в группу.

Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: