Координация процессов рисования и лепки


Координация процессов рисования и лепки Учим детей смешивать краски на палитре. Цвет принадлежит к числу тех зрительных характеристик предметов, которые различаются детьми раньше всех остальных, начиная с младенческого возраста. Установлено, что цветовую характеристику предметов ребенок начинает выделять раньше, чем форму, свойства поверхности и др.

В первые годы жизни цвет слит для ребенка с остальными характеристиками предметов и не выделяется им как самостоятельное, особое свойство окружающего его предметного мира. Поэтому работу с детьми необходимо организовать так, чтобы на четвертом году жизни они получили возможность в процессе восприятия и художественной деятельности убедиться в многообразии и многоцветий реального мира.

Особое значение при этом имеют практические действия ребенка с краской. Следовательно, на занятиях рисованием нужно предоставлять детям максимальную возможность для активных самостоятельных действий.

Наша программа-минимум предполагает работу с тремя основными цветами и их оттенками. Но при желании действия детей с цветами не могут быть ограничены, и вы вправе предоставить каждому малышу возможность использовать любое количество цветов и их оттенков Чем их будет больше, тем лучше для развития ребенка.

Для того чтобы дети научились самостоятельно получать светлые оттенки основных цветов (розовый, голубой, светло-желтый), необходимо следующее:

- объяснить принцип смешивания красок - для получения светлых оттенков в белую краску мы добавляем немного любой другой;

- показать последовательность смешивания - на палитру наносится пятно белой краски, затем к ней добавляется небольшое количество темной и все перемешивается. Обучение детей смешиванию красок вы проводите в рамках игровой мотивации.

Игровая мотивация
1. Вы рассказываете детям историю о том, как куклам, которые живут в группе, понадобилась для рисования краска розового цвета. Но куклы не смогли ее получить, потому что не знали последовательность смешивания. В красную краску они добавляли белую (показываете). А надо было наоборот - в белую краску добавить немного красной.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом: «А вы хотите научиться смешивать краску для получения розового цвета?»

3. Дети выражают согласие, и вы предлагаете им занять места за столами.

4. На большом листе бумаги вы демонстрируете последовательность смешения красок:
- на палитру наносится пятно белой краски,
- после белой краски кисть промывается и высушивается,
- концом кисти набирают немного красной краски и смешивают ее с белой.

5. Дети работают, а вы, взяв куклу, от ее имени восхищаетесь их успехами, интересуетесь последовательностью работы и т. д.

6. После того как дети на своих палитрах получат различные оттенки розового цвета, вы предлагаете им что-нибудь нарисовать.
 
Для усвоения ребенком последовательности смешивания красок одного занятия недостаточно. Поэтому обучение надо продолжить на следующем занятии. Его тоже следует осуществлять в рамках игровой мотивации (куклы так и не научились смешивать краску для получения розового цвета, но им очень хочется иметь в игровом уголке картину, которая была бы вся написана розовой краской. Куклы считают, что это будет очень красиво).

На втором занятии дети упражняются в смешивании краски для получения розового цвета и рисуют ею, кто как захочет. По окончании занятия вы напоминаете им о желании кукол иметь розовую картину. Если малыши выразят желание доставить куклам такое удовольствие, вы предлагаете объединить их работы в одну общую картину. Вы сами компонуете детские работы на одном большом листе бумаги. С разрешения авторов можно немного корректировать изображения формы на отдельных работах. Композицию вы обсуждаете вместе с детьми и с их помощью наклеиваете рисунки на общий лист. Желательно, чтобы вы тоже выразили горячее желание помочь куклам и нарисовали на их картине раму, тоже в розовых тонах. По окончании работы розовую картину вручают куклам и помещают в игровом уголке.

Вы от имени кукол благодарите каждого ребенка персонально.

Через 1-2 месяца вы проводите следующее занятие с аналогичной игровой мотивацией. Теперь дети учатся смешивать белую и темно-синюю или синюю краски для получения голубого цвета.

Голубой картиной куклы могут украсить игровой уголок к новогоднему празднику. Аналогичным образом проводится занятие с желтой и, если дети выразят такое желание, с другими красками.

Обучая детей смешивать цвета, очень важно помнить, что проведение рекомендуемых занятий не должно быть самоцелью. Главная задача состоит в том, чтобы дети, овладев способами смешивания красок, активно применяли свои знания в процессе самостоятельных занятий рисованием.

Упражняем детей в основных формообразующих движениях и приемах и способах лепки. К трем годам дети уже овладели многими движениями, которые дают им известную самостоятельность при создании изображения. В том числе и в таких действиях, которые требуют достаточно тонких и дифференцированных движений.

На четвертом году ребенку уже становятся доступны отдельные способы изображения предметов, но он сам не стремится к этому. Пользуясь глиной или пластилином, дети могут создавать предметы в трехмерном изображении. Они могут придавать предмету любую форму, менять ее несколько раз, достигая большего совершенства, но специально такой задачи перед собой не ставят.

В рисунке и лепке дети этого возраста передают форму предметов неточно, приблизительно. Они придают форме упрощенный вид, лишенный многих деталей, пропорциональности. Небрежность в передаче формы приводит к тому, что теряется сходство изображения с предметом, что чаще всего и способствует появлению у детей разочарования и потере интереса к рисованию и лепке.

Специальное изучение показало, что различные группы форм - с округлыми и прямоугольными контурами - требуют выработки различных способов выполнения комплекса движений. Но у детей четвертого года жизни при создании изображения наблюдается слабый зрительный контроль, в результате чего форма предмета искажается.

Для того чтобы сохранился зрительный контроль, важно задержать внимание ребенка на этапах процесса изображения и оценке сделанного. Но это возможно только на основе игровой мотивации. Рассмотрим, в какой последовательности проводится эта работа.

1. На основе изучения детских работ, выполненных по замыслу, нужно определить, какими формообразующими движениями, способами и приемами лепки не владеют ваши дети.

2. Следует так продумать содержание и тематику для занятий с детьми, чтобы овладение детьми теми или иными движениями или способами было наиболее целесообразным, например, для освоения способов изображения округлых форм можно предложить детям рисовать овощи и т. п.

Для того чтобы в процессе обучения не ущемлялись интересы детей, вы можете предлагать им на выбор какие-то частные задачи (нарисовать знакомые овощи, фрукты, вылепить посуду и др.), в рамках которых они по своему усмотрению смогут отбирать определенное содержание. Например, если вы предлагаете нарисовать фрукты, то малыш выбирает для рисования мандарины, которые он любит и форму и цвет которых хорошо запомнил.

Однако свобода выбора еще не обеспечивает наличие у всех детей интереса к выполнению задания.
 
Что предпринять, чтобы выполнение учебных заданий стало для каждого ребенка осмысленным и интересным делом?

Для этого надо:
- вызвать у детей желание освоить учебное содержание, для чего предложить игровую мотивацию;
- в игровой форме руководить работой ребёнка и так же оценивать ее, побуждая малыша осуществлять контроль за передачей формы, деталей изображаемого предмета;
- доставить ребенку удовольствие от полученного результата, дав ему возможность использовать все, что он нарисовал и вылепил, в последующих играх.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Игровая мотивация. Для того чтобы у детей возникло желание выполнить задание, вам надо провести специальную работу, которая заключается в следующем.

1. Кратко, но достаточно убедительно, вы рассказываете малышам историю о нуждах и заботах каких-то игровых персонажей (зайчики, куклы и др.) и убеждаете помочь им. Но ребенок младшего дошкольного возраста обладает конкретностью мышления и готов помогать не всем персонажам (зайчикам) вместе, а только кому-либо персонально. Поэтому каждый ребенок обязательно должен иметь в своем распоряжении или видеть перед собой игрушку, которой будет помогать.

Желательно, чтобы на протяжении длительного времени это были в основном одни и те же игрушечные персонажи. Дети привязываются к ним и приобретают устойчивый интерес к их жизни и происходящим с ними событиям.

2. По окончании своего рассказа вы должны обязательно спросить детей, хотят ли они выполнить просьбу игрушек, и дождаться от них положительного ответа.

3. Получив утвердительный ответ, вы предлагаете детям научить их создавать нужные игрушкам предметы. На занятиях очень важно каждый раз подчеркивать, что свою благородную миссию помощника и защитника игрушек дети смогут выполнить, только научившись чему-то новому. Так вы не только подводите детей к необходимости научиться чему-то новому, но и включаете эту задачу в осмысленный и гуманный контекст.

4. Осуществляя руководство выполнением задания, вы максимально используете игровые формы воздействия на детей. При этом ваша критика исходит не от вас лично, а как бы от игрового персонажа, например, это он, зайчонок, а не вы просите ребенка сделать яблоко круглым.

5. По окончании работы необходимо предоставить детям возможность поиграть со своими подопечными.

Чтобы объединить занятие с последующей игрой в осмысленное целое, вы можете ввести еще один очень важный персонаж. Это или мама, или брат, или сестра тех зайчат, птенцов, ежиков, которые обратились к детям за помощью. Поинтересовавшись результатами работы детей, они могут затем попросить и в дальнейшем позаботиться о малышах.

Учим детей украшать их работы цветной тушью. Создавая изображения для игровых персонажей, дети играют с ними. Ребенку очень лестно и приятно помогать доктору Айболиту «лечить» зверят, «консервировать» овощи и фрукты для кукол. Но при этом он прекрасно сознает, что вылепленная из пластилина посуда не может найти применения в реальной жизни.

Вместе с тем малышам очень хочется как-то использовать продукт своей деятельности. Еще приятнее бывает ребенку, если его работу увидят другие и он получит одобрение уже не от игрушек, а от окружающих его людей. Это для него гораздо более значимо, и вы можете предоставить своим малышам такую возможность. Дети могут украшать цветной тушью:
- салфетки,
- носовые платки,
- маечки,
- носки и многое другое.

Обучение детей работе цветной тушью по ткани осуществляется на основе личной заинтересованности каждого ребенка.

Мотивация личной заинтересованности.
1. Вы показываете детям украшенный цветной тушью предмет и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же.
2. Получив утвердительный ответ, вы говорите, что дети уже большие, вполне справятся с этой работой, и предлагаете научить их этому.
3. Вы подробно рассказываете и показываете приемы и способы работы.
4. Дети украшают свои предметы сами.
5. Вы хвалите работы малышей, в присутствии детей проглаживаете рисунки горячим утюгом и отдаете в их полное распоряжение.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: