Роль музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей


Роль музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей Материал для музыкальных руководителей, работающих в младших группах детских садов.

Главными задачами музыкального воспитания являются:

- формирование эстетического вкуса (эстетических идеалов);

- развитие эмоциональной сферы детей, их эмоционального отношения к окружающему звучащему миру;

- приобщение детей к народной культуре и создание благоприятной среды - среды психологического комфорта - путем использования национально-культурных традиций.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального, хорового или танцевального образования. Ваша задача значительно шире и благороднее, а потому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я», дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.

Таким образом, в этом году от профессионального музыканта, требуется много сил, энергии и поиска разных форм работы с детьми и воспитателями.

Остановимся на содержании работы музыкального руководителя с воспитателями. Прежде всего вам следует продолжить занятия пением - петь с воспитателями те песни, которые они потом будут петь детям, предлагать новые варианты колыбельных песен, плясовых, обрядовых и др. Необходимо также знакомить воспитателей с хороводными играми и различными орнаментальными хороводами. Для того чтобы играть с детьми, взрослые должны хорошо знать движения, присущие каждой игре, владеть четкой координацией движений, хорошо ориентироваться в пространстве, ясно представлять себе возможности и варианты его освоения в процессе игр или танцев (в группе и на улице). Надо, чтобы воспитатели умели строить хоровод в два и в три ряда, при этом движение рядов должно быть различным:

а) внутренний и внешний ряды движутся в одну сторону, средний - в другую;

б) внутренний и средний ряды движутся в одну сторону, внешний - в другую;

в) внутренний ряд движется по часовой стрелке, а внешний и средний - против;

г) движение каноном: начинает движение внутренний ряд по часовой стрелке (медленно); средний ряд начинает (на следующий куплет песни) двигаться по часовой стрелке (медленно), а внутренний ряд меняет направление движения; внешний ряд повторяет движение среднего, средний меняет направление, а внутренний движется опять по часовой стрелке, но в два раза быстрее (почти бегом) или как вариант - внутренний ряд может остановиться и хлопать в ладоши. Затем на каждый новый куплет (полкуплета) песни происходит смещение движений от ряда к ряду.
 
Вы учите воспитателей исполнять разные ритмы и ритмические фигуры при помощи музыкальных инструментов или «шумелок-гремелок»:

а) две группы: у одной - ложки деревянные, у другой - бубны (банки с наполнителями). Во время исполнения песни первая группа - «ложки» - отстукивает каждую четверть, а вторая - каждую половинную;

б) три группы: у каждой свой инструмент. При исполнении песни (с трехдольным размером) первая группа отстукивает первую долю, вторая - вторую, третья - третью;

в) три группы. Все вслух хором считают до тридцати, первая группа отстукивает каждый счет, вторая группа - числа, кратные двум (каждый второй счет), третья, группа - каждый третий счет.

Музыкальный руководитель формирует у воспитателей умение исполнять на музыкальных инструментах простые мелодии и ритмы:

а) аккомпанировать на металлофоне, арфе (детской), гуслях, ложках, трещотках и др. во время спектаклей, инсценировок, сказок, исполнения детьми русских народных песен;

б) вместе с музыкальным руководителем исполнять на детских музыкальных инструментах какие-либо произведения;

в) в оркестре русских народных инструментов (организует музыкальный руководитель) исполнять какие-либо произведения, слушая друг друга, соотнося звучание своего инструмента со звучанием всех остальных инструментов;

г) импровизировать (каждый воспитатель индивидуально) на народных музыкальных инструментах, с «шумелками», на фортепиано (с помощью музыкального руководителя).

С вашей помощью воспитателям нужно учиться петь русские народные песни (те, которые потом они будут петь детям, и те, которые нравятся им самим):

а) петь хором в унисон;

б) петь на два-три голоса каноном;

в) петь на два голоса (с подголоском);

г) импровизировать голосом, строить свободные подголоски.

Вы продолжаете знакомить воспитателей с фольклорной музыкальной культурой:

а) показываете новые игры и песни;

б) организуете посещение концертов профессиональных фольклорных коллективов;

в) организуете более тщательную подготовку к праздникам, так как дети стали старше.

В содержание вашей работы входит также организация продолжения знакомства воспитателей с классической авторской музыкальной культурой:

а) посещение симфонических концертов, филармонии, концертов исполнителей-инструменталистов;

б) посещение занятий-лекций с рассказами о композиторах и их произведениях, слушание этих произведений в записи;

в) разучивание вокальной музыки: романсов, песен, арий, каватин и др. с теми воспитателями, которые хотят и могут исполнять такую музыку. При этом вы исполняете
партию фортепиано.

Вообще, во второй младшей группе работа с воспитателями является самой важной, так как ребенку четвертого года жизни еще необходимо слышать музыку и пение непосредственно в группе, каждый день. Малыши уже готовы подражать взрослым и делают это хорошо, поэтому особенно важно, чтобы перед детьми все время был пример художественного исполнения и искреннего отношения к музыке. Таким образом, занимаясь с воспитателями, вы не только работаете над тем, чтобы они научились правильно исполнять музыкальный материал, чисто петь, красиво и легко двигаться в хороводе, познакомились с несколькими вариантами разных песен и игр, но и стремитесь заронить в их души любовь к искусству, уверенность в необходимости нести детям это отношение к музыке, живописи, архитектуре, к природе, к людям.

Выше мы рассмотрели формы работы с воспитателями. Перейдем теперь, к вопросу о музыкальном развитии ребенка.

Формы работы с детьми

- Подготовка и проведение праздников: традиционных, обрядовых, религиозных и сюрпризных.

- Посещение один раз в неделю детей в группе:
а) пение песен по заявкам и выбору детей;
б) рассказывание историй (сказок) об интересных звуках, музыке, мелодиях, существующих в природе, окружающей жизни (сказки об автомобильных гудках, о голосах птиц и животных, о дельфинах и звуках морского мира и т. д.);
в) показ детям кукольных спектаклей «на столе» (потом их могут повторно показывать воспитатели и сами;
г) занятия (индивидуальные, по 5 мин с теми детьми, которые выразят желание заниматься на детских музыкальных инструментах). (Можно принести в группу настоящую скрипку, флейту, ксилофон, виолончель, кларнет, гитару, балалайку);
д) помощь детям в проведении и оформлении праздников-сюрпризов;
е) пение (хорошо, если на два голоса) с воспитателями при детях ваших любимых песен. Это желательно делать во второй половине дня, в длинные зимние вечера или в пасмурную погоду.

- Проведение музыкальных занятий (один раз в неделю).

Немаловажное значение в музыкальном развитии ребенка занимают фольклорные танцы. Фольклорные танцы - это пляски и хороводы, где, с одной стороны, движения и рисунок танца строго регламентированы. С другой стороны, элементарные жесты народного танца (которые мы можем показать детям, и малыши с удовольствием повторят их) предполагают совершенную свободу эмоционального выражения, т. е., исполняя одно и тоже движение, дети (и взрослые) вкладывают в него свой смысл, свое настроение, субъективные эмоции.

В течение занятия вы можете включать запись с оркестром народных музыкальных инструментов, можете что-то играть на фортепиано, можете организовать хоровод под ваше собственное пение, без музыкального сопровождения.

Занятия на основе второго стилистического направления предполагают свободный танец под классическую музыку.

Можно использовать произведения Ф. Шопена: вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны, чередуя их по темпу и жанрам (эти произведения - фортепианные, и было бы хорошо, если бы вы исполняли их сами на фортепиано, а не прибегали к грамзаписи).

Можно использовать сюиты И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. Напомним, что сюита-это музыкальное произведение, включающее несколько танцев, контрастны: по характеру! На занятии можно использовать сюиту целиком, поскольку ее построение удовлетворяет наши требования и с точки зрения темпа, и с точки зрения смены настроений, и с точки зрения художественного единства.

Хороши для танцевальных занятий танцевальные (и не только танцевальные) произведения В. Моцарта, И. Гайдна, например соната В, Моцарта для фортепиано си-бемоль мажор, а также произведения Ф, Листа, И. Брамса, Э. Грига, например Венгерские танцы И. Брамса, пьесы Э. Грига, в которых есть танцы сказочных персонажей, его симфоническая сюита «Пер Гюнт».

Общими для всех этих видов занятий являются полная свобода детей в выборе движений и пластических средств и обязательное участие воспитателя и ваше (если вы не играете на фортепиано). При этом взрослые не учат детей выполнять те или иные движения, а сами пытаются выразить себя в танце (и непременно искренне!).

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Гость, 25.04.2011 09:19:15
Музыка не так важна в развитии ребенка!
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: