Физическая подготовка школьников в США


Физическая подготовка школьников в США Нет смысла доказывать, что заботиться о здоровье человека надо с первых же дней его рождения, хотя, конечно, наследственность тоже имеет большое значение. Как можно было убедиться, здоровье тесно связано с физической активностью, которая должна стать составной частью образа жизни. Понятно, что значительную роль в приобщении к систематическим занятиям физической культурой и спортом играет школа.

Вот уже на протяжении более 50 лет в США идет разговор о слабой физической подготовленности детей школьного возраста (первые опасения появились еще в начале 50-х годов). По предложению Президентского совета тесты проверки физической подготовленности школьников модифицировались в 1964, 1974 и 1980 гг. В настоящее время система тестов включает семь видов упражнений, включая бег, прыжки, метания, подтягивание.

В 1985 г. тестированию подверглись 18 000 учащихся в возрасте от 6 до 17 лет. В результате этой работы вновь была выявлена плохая физическая подготовленность американских школьников. Как отметил бывший председатель Президентского совета Дж. Аллен на конгрессе «Спорт для всех», состоявшемся в мае 1987 г. в Осло, 70% девочек не смогли подтянуться более одного раза, 55% тестируемых не смогли подтянуться вообще, а 45% мальчиков 6-14 лет и 55% девочек (6-17 лет) не сумели продержать подбородок над перекладиной более 10 с. Поэтому повышение физической активности привлекло серьезное внимание не только органов образования, но и системы здравоохранения страны.

Программа по развитию здравоохранения до 1990 г., принятая в США в 1980 г., предусматривает ряд мер по повышению физической активности юных граждан. Для детей 10-17 лет - это увеличение занятий физическими упражнениями на развитие кардиореспираторной тренированности и увеличение ежедневной активности в рамках программы физической подготовки в школах. Те же самые задачи ставятся для детей в возрасте до 10 лет.

По данным Президентского совета по физической подготовке и спорту, около 50% девочек (6-7 лет) и 30% мальчиков (6-12 лет) не могут пробежать милю (1,6 км) менее чем за 10 мин. Правда, не известно, отражает ли эта норма состояние тренированности сердечно-сосудистой системы. Более точные сведения можно получить в лабораторных условиях путем определения показателя максимального потребления кислорода (МПК), отражающего аэробную производительность организма человека. Исследования показали, что у мальчиков 6-17 лет показатель МПК довольно стабилен, тогда как у девочек по мере увеличения возраста (начиная с 11-12 лет) он снижался. Значение МПК у мальчиков было выше, чем у девочек, во всех возрастных группах. У большинства детей показатель аэробной производительности превышал среднеустановленный показатель для взрослых. Но так как нормативный показатель МПК для детей еще не установлен, то трудно сказать, свидетельствует ли этот факт о хорошем уровне тренированности сердечно-сосудистой системы у детей или нет.

Согласно проведенным среди школьников опросам, 10,4% детей занимаются физическими упражнениями каждый день и 76,8% - три раза в неделю. При определении физической активности по уровню частоты сердечных сокращений (ЧСС) оказалось, что продолжительность занятий с достижением ЧСС 140 уд/мин и более равнялась в среднем 56 мин в день у мальчиков и 29 мин у девочек. В менее физически активной группе эти показатели составили 25,4 мин, в более активной - 67,2 мин. Полученные данные не подтверждают гипотезу, что лучшая физическая подготовленность детей по сравнению со взрослыми объясняется большой физической активностью.

При изучении вопроса об особенностях физической активности детей оказалось, что в 84,4% случаев она не связана со школьной программой физической подготовки. Как выяснилось, наибольшей популярностью пользуются различные спортивные игры, что является результатом развития в последние годы организованного детского спорта.

Анализ уроков по физической подготовке в школе показал, что 32,8% времени тратится на организационные вопросы, 27,5 - на спортивные игры, 18,5 - на освоение техники и повышение мастерства и только 6,1 % времени отводится на занятия физическими упражнениями аэробного характера. Поэтому не все ученики, занимающиеся по школьной программе физической подготовки, достигают среднего и высокого уровня интенсивности физической активности. Таких оказалось 6,6%; 48,7% школьников занимаются на подобном уровне в течение 5 мин или менее и только 3,7% учащихся тратят 16 мин урочного времени на физическую активность необходимой интенсивности. (Данные получены при обследовании учеников четырех школ США.)

Пока не изучен вопрос, как влияет физическая активность в детстве на последующий образ жизни взрослого человека. Ряд специалистов считает, что для того чтобы привычка и желание заниматься спортом сохранились на всю жизнь, занятия физическими упражнениями в детстве должны вызывать интерес, приносить радость и развивать спортивное мастерство.

Помимо кардиореспираторной тренированности, понятие «физическая подготовленность» включает такие показатели, как: мышечная сила, выносливость, гибкость, жировая масса тела. По данным специалистов, в Северной Америке ожирением страдают 10- 25% детей (процент колеблется в зависимости от техники измерения), причем эта цифра имеет тенденцию роста. За 10 лет число тучных среди детей 6-11 лет достигло 54%; такие же данные были получены при обследовании 12-17-летних. Одной из главных причин избыточного веса является низкая физическая активность. Хотя дети в своем большинстве и являются весьма подвижными, специалисты считают, что занятия физическими упражнениями должны быть целенаправленными и соответствующей интенсивности (от среднего до высокоинтенсивного уровня). Поэтому главное внимание необходимо сосредоточить на занятиях физической культурой в рамках школьной программы.

Тревожат и данные о популярности уроков физической подготовки: в среднем их посещают 80,3% учеников, причем этот показатель имеет тенденцию к снижению по мере перехода школьника в старшие классы. Если среди учащихся пятых классов он составляет примерно 98,0%, то в 12-х классах он снижается до 55,7% у мальчиков и 48,5% - у девочек.



В рамках программы физической подготовки фонда Крайслера было проведено выборочное обследование 1200 детей в возрасте от 6 до 17 лет. Оно показало, что рост девочек остался в 1989 г. таким же, как девять лет назад, но их средний вес увеличился более чем на 4 кг. Средний рост мальчиков снизился почти на 3 см, а вес возрос более чем на 2 кг. Если в 1980 г. с оценкой «удовлетворительно» специально разработанный для этого спортивный комплекс тестов выполнили 43% детей, то в 1989 г. только 32%. Важнейшие показатели, отражающие функциональное состояние легких и сердца, снизились на 10%.

Павел Виноградов


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: