Физическое воспитание детей по месту жительства


Физическое воспитание детей по месту жительства Опыт показывает, что физическое воспитание школьников по месту жительства эффективно при следующих условиях: а) наличии в микрорайоне единой системы управления внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой; б) активном участии молодежных, профсоюзных и физкультурных организаций, органов образования в проведении физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы; в) вовлечении детей в общественно полезную и трудовую деятельность по физической культуре и спорту; г) проведении систематических физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий при активном участии шефов промышленных предприятий, учебных заведений, спортивных обществ, родителей; д) организации агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту; е) создании соответствующей материальной базы для занятий физической культурой и спортом (помещения для физкультурно-спортивного клуба, плоскостные спортивные сооружения, площадки для игр и т. п.); ж) обеспечение врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками, занимающимися физической культурой и спортом.

Задачи физического воспитания школьников по месту жительства таковы: воспитание нравственности; содействие укреплению здоровья и закаливанию детей; формирование, совершенствование и закрепление двигательных умений, навыков и развитие двигательных качеств; развитие организаторских умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом; привитие школьникам навыков и привычек самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для эффективного физического воспитания детей школьного возраста и учащейся молодежи во внеучебное время необходимо четко определить уровни управления и функции должностных лиц. В воспитании школьников по месту жительства в настоящее время участвуют различные организации: административные, общественные, педагогические и др. Каждая из них представлена самостоятельным управленческим уровнем, и в то же время они находятся в тесной связи между собой.

Рассмотрим вопросы управления физическим воспитанием по месту жительства на опыте г. Чайковского Пермской обл. Это молодой, современный развивающийся город, в котором 11 общеобразовательных школ. В нем четко выделены 12 крупных микрорайонов, имеются прекрасные естественные условия (близость лесных массивов, открытых водоемов, спортивных сооружений), позволяющие успешно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди школьников, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

В каждом микрорайоне города созданы и активно действуют советы микрорайонов, которые возглавляют руководители промышленных предприятий, строек. Руководит деятельностью советов микрорайонов городской штаб по работе с населением по месту жительства. В составе городского штаба функционирует пять комиссий: воспитательная, по работе с детьми и подростками,  охраны общественного порядка, по благоустройству и озеленению, физкультурно-массовая. При советах микрорайонов созданы общественные советы физической культуры и спорта. Координирует их работу физкультурно-массовая комиссия при городском штабе по работе с населением по месту жительства.  В ее состав входят представители организаций города.

В основном вся физкультурно-оздоровительная работа среди детей школьного возраста проводится на специально оборудованных детских площадках, созданных при домоуправлениях и ЖКО (таких площадок в городе - 27, каждая из них объединяет от 5 до 10 жилых домов). За детскими площадками закреплены шефы - работники Комбината шелковых тканей, управления «Воткинскгэсстроя», заводов синтетического каучука и точного машиностроения, ремонтно-эксплуатационной базы речного флота, Воткинской ГЭС и других организаций. Шефы проявляют постоянную заботу о благоустройстве детских площадок и развитии материально-спортивной базы, выделяют общественных тренеров и инструкторов физической культуры, оказывают материальную помощь.

Заслуживает внимания опыт управления физическим воспитанием по месту жительства в микрорайонах № 3 и 5, где проживают в основном семьи тружеников комбината шелковых тканей. Здесь четко прослеживаются три уровня управления: административный, общественный и педагогический.

Административный уровень управления представлен директорами и организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы школ № 9 и 11, с одной стороны, и администрацией ЖКО комбината шелковых тканей, с другой. Директора школ и руководство комбината шелковых тканей заключили договор, в котором отражены все мероприятия, для проведения которых требуются совместные усилия. В договоре зафиксировано, что школы представляют спортивную базу для организации кружковой и спортивной работы с детьми и подростками в субботние и воскресные дни. В свою очередь, профсоюзный комитет комбината и администрация ЖКО изыскали возможность для оказания конкретной материальной помощи школам. Было решено, что часть средств 2-процентных отчислений от квартплаты и 5-процентных отчислений от арендной платы нежилых помещений, выделяемых для проведения культурно-массовой и спортивной работы, будет использована для приобретения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, которые безвозмездно передаются школам и детским клубам «Ровесник», «Гайдаровец», «Олимпиец». Кроме того, администрация ЖКО выделила помещение, где разместились эти детские клубы.

Как сказано в договоре, на этом уровне управления решаются многие вопросы, в частности установление контактов с общественными организациями в масштабе города, составление плана воспитательной работы с детьми, выявление возможностей школ и микрорайонов для проведения работы по месту жительства (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественного актива и т. д.). Договор предусматривает непосредственное проведение организационных мероприятий, создание соответствующего психологического настроя у взрослых по отношению к проводимой спортивно-массовой работе, контроль и учет выполнения принятых решений. Такое взаимодействие наглядно показало, что именно на административном уровне управления закладываются основы успешной деятельности во всех сферах воспитательной работы, в том числе и в физическом воспитании школьников по месту жительства.

Таким образом, на административном уровне управления работа осуществляется по нескольким направлениям. А именно: а) установление контактов и выполнение решений партийных, советских, государственных и общественных органов в масштабе микрорайона, района; б) совместная постановка задач как в плане воспитательной работы с населением, так и в плане решения различных хозяйственных вопросов; в) выявление возможностей общеобразовательных школ и ЖЭКа для проведения работы по физическому воспитанию (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественности и общественных организаций к работе); г) непосредственное руководство и проведение организационных мероприятий (собраний, совещаний, субботников и др.); д) создание соответствующего психологического настроя у взрослого населения по отношению к проводимой спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе; е) контроль за выполнением принятых решений и их учет; ж) постановка новых задач перед коллективами.

Следующий уровень управления представлен общественными организациями, имеющимися в каждом микрорайоне (депутатские группы, советы микрорайонов, родительская общественность, ветераны спорта и др.).

Участие широкого круга шефствующих предприятий (основных производств и служб комбината) и общественности в спортивно-массовой работе в микрорайонах оказалось возможным благодаря созданию специальных органов управления, которые руководят всей воспитательной и спортивно-массовой работой по месту жительства. Таким органом стали общественный совет по спортивно-массовой и оздоровительной работе микрорайонов № 3 и 5, советы детских площадок.

Объединение общественных сил позволило более успешно и эффективно проводить воспитательную и спортивно-массовую работу с детьми и подростками не только в школе, но и по месту жительства. В состав совета были избраны представители администрации школ, ЖКО и комбината, физкультурные работники ДСО «Труд», общественные тренеры, родители, ветераны спорта, школьные учителя физической культуры. Совет координирует работу школ микрорайона, выступает как связующий орган между школой и ЖЭКами, советами коллективов физкультуры школ и советом физкультуры комбината. Таким образом, он не только руководит практической деятельностью клубов по месту жительства, но и определяет содержание, направленность физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайонах.

Сергей Бажуков


Еще по теме:


Лобанов, 13.10.2013 00:22:18
Надо воспитывать! Во дворах, в кварталах, в районах формировать спортивные команды и методично воспитывать будущих чемпионов. Но для этого нужны средства, а наши воры в руководстве просто все снова разворуют...
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: